Понятие «нельзя» считается одним из ключевых
элементов традиционного воспитания. А традиции, особенно те, которые касаются
таких важных сфер жизни, как семья и дети, имеет смысл время от времени
пересматривать, чтобы понять: все ли в порядке, не накопились ли в данной
системе ошибки? И если выясняется, что да, накопились, – имеет смысл систему
отладить, чтобы она и дальше работала четко и эффективно, и, как говорится,
жить счастливо. В речи взрослых, обращенной к детям, очень часто встречается
слово «нельзя». Давайте подумаем, оправданна ли такая частота повторений,
посмотрим, к чему она приводит, и какие есть этому альтернативы.
Как много «нельзя» звучит на детских площадках, во
дворах, магазинах, просто на улице. Вот если так отстраненно послушать – даже
удивление возникает. Как в той песенке, помните: «...и очень скоро узнал, что
все на свете мне нельзя». Однако каждый взрослый разумный человек, конечно,
понимает, что гораздо более эффективно оценивать действия не с точки зрения можно / нельзя, а с точки зрения целесообразно / нецелесообразно в данном
конкретном контексте. Это и есть свобода мышления и действия, это и есть
гибкость, которые ценятся так высоко и абсолютно нам необходимы.
Вот давайте представим себе малыша, который пришел
в этот мир совсем недавно и теперь познает, как что здесь устроено. Часто на
этом этапе дети знакомятся с понятием «нельзя». Знакомство с новыми понятиями –
дело, безусловно, нужное, однако тут, как и везде, есть свои нюансы. Ребенок
тянется к розетке – и ему говорят «нельзя». Ребенок тянется к родительскому
ноутбуку – и ему говорят «нельзя». Ребенок хочет потрогать горячий утюг – и
слышит «нельзя». Ребенок хочет посмотреть поближе мамин золотой кулон – и
слышит «нельзя». Просит конфету перед обедом – «…». Хочет уйти домой с игрушкой
другого малыша под мышкой – опять «…». И получается, что под одно-единственное
определение «нельзя» попадают действия самые разные по характеру и возможным
последствиям. Отсутствует разделение между 1) действиями для ребенка опасными
(как то: ковырять розетку, стоять на подоконнике у открытого окна, трогать
бытовую химию, выбегать на дорогу), 2) действиями, которые могут повлечь за
собой (но вовсе не обязательно повлекут!) какие-то неприятные последствия для
родителей и других взрослых (это игры с драгоценностями, дорогой техникой) и 3)
действиями, которые – ну вот если по-честному – могут привести разве что к
тому, что родители в силу своего собственного воспитания будут испытывать
какой-то дискомфорт в социуме (сюда относятся плач на людях, громкий крик, бег,
прыжки, интерес к чужим вещам и т.д.) и проч. А такое смешение может
дезориентировать человека, у которого еще нет достаточного житейского опыта.
К тому же
«нельзя» подается как суждение окончательное и бесповоротное. Вроде «нельзя, и
все тут». Однако давайте и с этим разберемся. Сразу скажем: «нельзя» – слово
категоричное, негибкое, а как известно, слова, которые мы используем,
определяют наше мышление и мировосприятие. Возьмем, например, то, что мы
привыкли считать объективно опасным: розетки, утюги, бытовую химию, и подумаем:
что, совсем нельзя? Никогда-никогда? Ни при каких условиях? И тогда окажется
вдруг, что и в розетке можно «пошуршать», если предварительно надеть резиновые
перчатки, взять инструменты с ручками из изоляционного материала – и, конечно,
если есть необходимость что-то там починить, поправить. И когда-нибудь наступит
тот день, когда подросшему ребенку впервые придется взять в руки флакон
чистящего средства и, скажем, помыть раковину. То есть для каждого действия
есть контекст, где оно будет уместно и целесообразно. Человек с гибким,
«подвижным», свободным мышлением, каким, кстати сказать, и обладает от рождения
ребенок, легко ориентируется в ситуации и мгновенно находит среди доступных
вариантов поведения наиболее подходящий и эффективный. «Нельзя» вроде бы
направлено на то, чтобы отсечь для ребенка неприемлемые варианты поведения.
Однако, во-первых, неприемлемые – с чьей точки зрения и в каком конкретно
контексте? А во-вторых, важно понимать, что когда человек обладает доступом ко
всему своему опыту, имеет множество вариантов поведения и свободен выбрать из
них наиболее целесообразный в данный момент, – он действует наиболее
эффективно. Как известно, системой управляет самый гибкий ее элемент.
Есть исследования, которые показывают, что ребенок
с самого раннего возраста запоминает то, что слышит от взрослых, особенно от
папы с мамой, самых важных, самых любимых людей, а потом, по мере овладения
речью, декодирует эти «записи», и получает опыт, которым и начинает
пользоваться. И бывает, что человек уже взрослый, разумный, самостоятельный,
собирается что-нибудь сделать (розетку починить, например, или плиту почистить,
или еще что-нибудь) – а тут бац! Какая-то часть его мгновенно вспоминает, что –
«нельзя!» И тут же какая-то другая возражает: так ведь можно же! Нужно! Я
готов, я знаю, как с этими вещами обращаться! А первая, та, которая
сформировалась очень-очень давно, тогда, когда навык рассудочного анализа
ситуации еще не был развит, снова подает голос: «нельзя!» Мама же так говорила…
И вместо элементарного действия с предсказуемым результатом получается
внутренний конфликт, который отнимает силы и заставляет «протормаживать»
ситуацию там, где это совершенно не нужно и даже, бывает, вредно. И эта закономерность
касается и гораздо более сложных жизненных ситуаций.
Конечно, когда родители избирают другие, более
гибкие и уважительные способы объяснения ребенку каких-то явлений, он,
взрослея, не только набирает необходимый жизненный опыт, но и приумножает и
развивает ту самую природную гибкость мышления, которая необходима для жизни в
этом мире.
Итак, как мы видим, злоупотребление словом
«нельзя», во-первых, ведет к тому, что образуется некий «познавательный хаос»,
когда явления и предметы, контексты, совершенно разные по своей сути, в
сознании объединяются по признаку «нельзя», и потом нужно приложить
значительные усилия, чтобы навести там порядок, а во-вторых, снижает гибкость и
быстроту реакции на различные обстоятельства жизни, в некотором смысле
блокирует человеку те или иные варианты поведения, и чтобы этот блок
преодолеть, нужно разрешить внутренний конфликт, а это – затраты времени и
личной энергии.
Кроме того, и это очень важно учитывать, часто
повторяемое категоричное «нельзя» отучает ребенка ориентироваться на свое
внутреннее чутье, то самое чувство, что стоит делать, а что нет, что ему сейчас
будет полезно, а что нет, которое есть у него от рождения (можно назвать его
естественным ключом конгруентности). Ведь ребенок очень любит маму и папу, и
для него крайне важно то, что они ему говорят, и если они так на чем-то
настаивают, значит, надо к ним прислушаться. И думающие, любящие родители,
конечно, позаботятся о том, чтобы помочь своему сыну или дочери развить то
удивительное, гибкое, мудрое чувство, которое лучше всего помогает человеку
пройти по своему собственному жизненному пути, держа нужный курс. Развить его –
и способность его ощущать, слышать, видеть, на него ориентироваться в своих
поступках.
И тут встает резонный вопрос: как же так
получается, что слово «нельзя», при всех его нежелательных эффектах, до сих пор
можно услышать и на детских площадках, и в детских садах, и в школах? На этот
счет встречаются разные мнения: мол, это «быстро», «удобно», «действенно».
Однако самая очевидная и самая глубокая причина заключается в том, что… это
привычно. Да-да, строгое «нельзя» – это такая часть традиции воспитания: нам
говорили «нельзя» наши мамы и папы, потому что им самим когда-то говорили
«нельзя» дедушки и бабушки, потому что... И т.д. И, конечно, мы не станем
искать виноватых и выяснять, «кто первый начал», дело это бесполезное и
неблагодарное. Вопрос в том, как мы сами будем растить своих детей. Потому что
есть вещи, которые можно делать только «с закрытыми глазами», не задумываясь. А
если человек над такими вещами задумался, то он, конечно, станет искать и
найдет другие, более эффективные варианты поведения.
К примеру, один из приемлемых в повседневном
общении с ребенком вариантов – заменить «нельзя!» на «пожалуйста, не делай так,
потому что…» Разница очевидна. Родитель, который просит (!) ребенка чего-то не
делать по тем или иным причинам (!!), во-первых, проявляет к нему уважение, а
во-вторых, попутно объясняет связи между жизненными явлениями, помогает
познавать мир. И это объяснение занимает не так много времени и требует гораздо
меньше сил, чем может показаться на первый взгляд. И в такой ситуации очевидна
польза для обоих: ребенок получает возможность узнать что-то новое о том, как
взаимодействуют части этого мира, а родитель в итоге получает… тепло и
уважение. Да-да, именно. Уважительное и теплое отношение – потому что дети
моделируют родителей, и получая от родителей уважение и тепло, сами учатся их
уважать и проявлять в отношениях тепло и заботу.
Разумеется, мы не призываем пускаться в
обстоятельные объяснения в ситуации, когда двухлетний ребенок хочет обследовать
работающий утюг или шагает в сторону дороги с оживленным движением. То, что целесообразно
в одном контексте, может оказаться вредоносным в другом. И при этом, когда
ситуация уже под контролем: утюг убран из зоны досягаемости, малыш на руках или
развернут в противоположную от едущих машин сторону, – вот тут-то можно и
объяснить, почему именно не нужно делать того-то и того-то. Объяснить спокойно
и вдумчиво – и правдиво. Потому что
родители помогают ребенку сформировать первоначальное представление о мире, и
очень важно, чтобы оно было как можно более полным и адекватным действительности.
Мы, родители, очень любим своих детей и заботимся о них, и конечно, нам
хочется, чтобы они по жизни шли легко и с удовольствием, чтобы находили такие
решения, такие выходы из ситуаций, которые принесут им самим наибольшее благо.
Однако мы не в состоянии предусмотреть всего, что может им повстречаться на
жизненном пути, заранее учесть все нюансы будущих ситуаций и снабдить их
советами и рекомендациями «на все случаи жизни». И при этом в наших силах дать
им то, что поможет им гибко и эффективно действовать в любых обстоятельствах.
Тут-то и осознается значимость доверия. Потому что когда родитель ребенку
доверяет, когда говорит сыну или дочери так: «Я совершенно точно знаю, что в
каждой жизненной ситуации ты сам(а) прекрасно разберешься, как поступить наилучшим
образом» – вот тогда-то ребенок и растет с базовым ощущением уверенности в
себе, легко и гибко находит самые эффективные решения, и, конечно, относится к
родителям с огромной благодарностью, любовью и уважением.