Одной из основных задач специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ VIII вида является
социальная адаптация обучающихся. Успешность подготовки к самостоятельной жизни
зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным
предметам и профессионально-трудовых навыков и умений, но и от уровня
сформированности навыков общения, умения налаживать отношения с окружающими, а
также от личностных особенностей детей, влияющих на их поведение в обществе.
Что же мы понимаем под
социальной
адаптацией? Согласно определению, данному Н.Я. Ивановым и А.Е. Личко, это
интегрированный показатель состояния человека, отражающий его способность
выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное отражение окружающей
действительности и функционирование собственного организма; адекватная система
отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучение и др.[2] Успешная
адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями,
особенностями человека и требованиями окружающего его социума.
Под
социально дезадаптированным
поведением понимается недостаточноая приспособленность индивида к нормам и
правилам поведения в обществе, вызванная отклонениями в развитии личности в
ходе онтогенеза и социализации.[2]
Как отмечает Е.В. Змановская, социальная дезадаптация может проявляться
как в индивидуальных особенностях того или иного человека, так и во
взаимодействии этого человека с другими людьми. В качестве
индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться
непринятие общественных норм и правил поведения, эгоцентризм, неумение
контролировать свои эмоции, хронический эмоциональный дискомфорт и др. К
социальным
проявлениям дезадаптации относят сниженную обучаемость, неспособность
зарабатывать своим трудом, выраженную неуспешность в решении жизненных проблем,
конфликты с законом и др.[2]
Особенно трудно приспособиться к
нормам поведения в обществе обучающимся с особыми
образовательными потребностями, т.к. в силу своих психофизиологических особенностей
и привычек они часто не справляются с
требованиями, которые предъявляются в школе. Можно перечислить
основные причины, ведущие к социальной
дезадаптации таких детей и подростков: социально-педагогическая
запущенность ребенка, длительная и массивная психическая депривация, ослабленный
иммунитет, нарушение формирования отдельных психических функций и навыков
обучения в школе, а также различные эмоциональные расстройства.[2] Например, для подростков с интеллектуальной
недостаточностью характерны готовность к риску, ориентация на нормы подростковой
группы, непредсказуемость поведения и преобладание отрицательных эмоций в общем
фоне настроения.[2]
В процессе обучения и воспитания обучающихся школ VIII вида
трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного
общения в обществе и несформированность потребности в таком общении; завышенная
или заниженная самооценка; негативное восприятие других людей; чрезмерный
эгоцентризм и склонность к социальному иждивенчеству.[5]
Т.к. процесс социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью затрагивает широкий круг проблем, то в работе педагогов школы VIII вида педагог-психолог
принимает самое непосредственное участие. Он координирует их действия таким
образом, чтобы в учебно-воспитательном процессе прежде всего учитывались
индивидуальные особенности детей.
Психологическое сопровождение работы педагогов школы включает в себя:
*участие
в работе школьного ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума);
*участие
в работе Службы сопровождения школы;
*участие
в разработке индивидуальных программ развития и обучения детей;
*выступления
на педагогических советах школы по вопросам помощи обучающимся в адаптации к
условиям школы;
*индивидуальное
консультирование педагогов, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня (ГПД) по вопросам
взаимоотношений с обучающимися;
*разработка
рекомендаций для смежных специалистов, работающих с детьми, педагогов
и родителей по результатам диагностики успешности социальной адаптации
обучающихся.
Педагогам-психологам,
классным руководителям, воспитателям ГПД, а также смежным специалистам,
работающим в школах VIII
вида, могут пригодиться следующие
методики:
* Методика «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников».
[5, с. 97-98] С помощью данной методики можно оценить степень привлекательности
классного коллектива для конкретного обучающегося, а также выявить возможные
источники напряженных взаимоотношений детей друг с другом.
* Методика Д.Векслера (субтест 2). С помощью данной методики можно
выявить степень осведомленности обучающихся по вопросам решения бытовых проблем
и степень усвоенности норм социального взаимодействия.
* Методика «Социометрическое исследование» Д. Морено. [3, с.50-54] Данная
методика позволяет определить социометрический статус обучающегося в классе,
его потребность в общении и взаимные симпатии (антипатии) в классе.
* Тест школьной тревожности Филлипса. [1, с.165-171] Данная методика
позволяет изучить уровень и характер тревожности обучающихся, связанной со
школой.
Подводя итог всему сказанному, хочется
отметить, что в сфере деятельности педагога - психолога школы VIII вида невозможно получить быстрый результат, т.к. динамика
развития детей разворачивается медленно и происходящие изменения в поведении
обучающихся видны не сразу. Поэтому необходим совместный упорный
целенаправленный труд педагогов и
психолога школы по обеспечению максимально возможной приспособленности
обучающихся к жизни в обществе с учетом их индивидуальных особенностей.
Литература
1) Альманах психологических тестов./Сост. и общ. ред.
Р.Р. и С.А. Римские - 3-е
изд.-М.:КСП,1996.-400 с.
2) Малаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология
общения и поведения умственно отсталого школьника.-СПб.:Речь, 2009.-160 с.
3) Психологическая диагностика отклонений развития
детей младшего школьного возраста./Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.:Речь,
2004 -48 с
4) Ратанова Т.А. психодиагностические методы изучения личности: учеб.
пособие/Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.-5-е изд.-М.:Флинта:МПСИ,2008.-320 с.
5) Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением
интеллекта: Пособие для учителей и родителей.- СПб.:филиал изд.-ва «Просвещение»,
2006.-302 с.