НАВЕРХ


Сейчас на сайте 106 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Седов Евгений Александрович

Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Алексеева Александра Петровна

Определение успешности социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (в помощь педагогу школы VIII вида)


  Одной из основных задач специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида является социальная адаптация обучающихся. Успешность подготовки к самостоятельной жизни зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовых навыков и умений, но и от уровня сформированности навыков общения, умения налаживать отношения с окружающими, а также от личностных особенностей детей, влияющих на их поведение в обществе.
     Что же мы понимаем под социальной адаптацией? Согласно определению, данному Н.Я. Ивановым и А.Е. Личко, это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его способность выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное отражение окружающей действительности и функционирование собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучение и др.[2] Успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями человека и требованиями окружающего его социума.
  Под социально дезадаптированным поведением понимается недостаточноая приспособленность индивида к нормам и правилам поведения в обществе, вызванная отклонениями в развитии личности в ходе онтогенеза и социализации.[2]
     Как отмечает Е.В. Змановская, социальная дезадаптация может проявляться как в индивидуальных особенностях того или иного человека, так и во взаимодействии этого человека с другими людьми. В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться непринятие общественных норм и правил поведения, эгоцентризм, неумение контролировать свои эмоции, хронический эмоциональный дискомфорт и др.  К социальным проявлениям дезадаптации относят сниженную обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом, выраженную неуспешность в решении жизненных проблем, конфликты с законом и др.[2]          
  Особенно трудно приспособиться к нормам поведения в обществе обучающимся с особыми образовательными потребностями, т.к. в силу своих психофизиологических особенностей и привычек они  часто не справляются с требованиями, которые предъявляются в школе. Можно перечислить основные причины, ведущие к социальной дезадаптации таких детей и подростков: социально-педагогическая запущенность ребенка, длительная и массивная психическая депривация, ослабленный иммунитет, нарушение формирования отдельных психических функций и навыков обучения в школе, а также различные эмоциональные расстройства.[2]  Например, для подростков с интеллектуальной недостаточностью характерны готовность к риску, ориентация на нормы подростковой группы, непредсказуемость поведения и преобладание отрицательных эмоций в общем фоне настроения.[2]
  В процессе обучения и воспитания обучающихся школ VIII вида трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения в обществе и несформированность потребности в таком общении; завышенная или заниженная самооценка; негативное восприятие других людей; чрезмерный эгоцентризм и склонность к социальному иждивенчеству.[5] Т.к. процесс социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью затрагивает широкий круг проблем, то в работе педагогов школы VIII вида педагог-психолог принимает самое непосредственное участие. Он координирует их действия таким образом, чтобы в учебно-воспитательном процессе прежде всего учитывались индивидуальные особенности детей. Психологическое сопровождение работы педагогов школы включает в себя:
*участие в работе школьного ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума);
*участие в работе Службы сопровождения школы;
*участие в разработке индивидуальных программ развития и обучения детей; *выступления на педагогических советах школы по вопросам помощи обучающимся в адаптации к условиям школы;
*индивидуальное консультирование педагогов, классных руководителей и воспитателей  групп продленного дня (ГПД) по вопросам взаимоотношений с обучающимися;
*разработка рекомендаций для смежных специалистов, работающих с детьми, педагогов и родителей по результатам диагностики успешности социальной адаптации обучающихся.
     Педагогам-психологам, классным руководителям, воспитателям ГПД, а также смежным специалистам, работающим в школах VIII вида, могут пригодиться следующие методики:
* Методика «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников». [5, с. 97-98] С помощью данной методики можно оценить степень привлекательности классного коллектива для конкретного обучающегося, а также выявить возможные источники напряженных взаимоотношений детей друг с другом.
* Методика Д.Векслера (субтест 2). С помощью данной методики можно выявить степень осведомленности обучающихся по вопросам решения бытовых проблем и степень усвоенности норм социального взаимодействия.
* Методика «Социометрическое исследование» Д. Морено. [3, с.50-54] Данная методика позволяет определить социометрический статус обучающегося в классе, его потребность в общении и взаимные симпатии (антипатии) в классе. * Тест школьной тревожности Филлипса. [1, с.165-171] Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности обучающихся, связанной со школой.
     Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что в сфере деятельности педагога - психолога школы VIII вида невозможно получить быстрый результат, т.к. динамика развития детей разворачивается медленно и происходящие изменения в поведении обучающихся видны не сразу. Поэтому необходим совместный упорный целенаправленный труд  педагогов и психолога школы по обеспечению максимально возможной приспособленности обучающихся к жизни в обществе с учетом их индивидуальных особенностей.  

Литература
1) Альманах психологических тестов./Сост. и общ. ред. Р.Р. и С.А. Римские  - 3-е изд.-М.:КСП,1996.-400 с.
2) Малаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника.-СПб.:Речь, 2009.-160 с.
3) Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста./Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.:Речь, 2004 -48 с
4) Ратанова Т.А. психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие/Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.-5-е изд.-М.:Флинта:МПСИ,2008.-320 с.
5) Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта: Пособие для учителей и родителей.- СПб.:филиал изд.-ва «Просвещение», 2006.-302 с.






Просмотров (2630)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Если вы хотите задать специалисту свой вопрос или опубликовать у нас свою статью, пишите нам на info@pj3.ru

Авторы: Афанасьевы, Алексей и Мария

В этой статье мы поговорим о женских страхах. Точнее, о женских страхах, связанных с семьей. Страхов, конечно, много, страхи бывают самые разные. Есть женщины, которые прямо-таки умеют и любят бояться, правда, иные мужчины боятся не меньше, только внешне это выражается по-другому.

Читать полностью >>

Автор: Минакова Юлия Валериевна

Она забежала сюда случайно. Срочно надо было сфотографироваться на какие-то важные документы, но все фотоателье в центре были уже закрыты. Она вспомнила, что около дома видела маленькую фотостудию, втиснутую между сверкающим ювелирным и каким-то чопорным рестораном.

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!