НАВЕРХ


Сейчас на сайте 17 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Наиболее частое заблуждение молодых родителей заключается в способах наказания своего ребёнка. Из поколения в поколение передается в основном один способ – побить ребёнка или прикрикнуть. Но к чему приводят такие меры «воспитания» через много лет?

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Гудимов Вениамин Витальевич

Рубрика: Быть и понимать


Персонаж. Автор


Какие отношения у этой двоицы с языком? Поговорим, удерживаясь от окончательных выводов, оставляя пространство смысловых пятен, которым еще предстоит найти дорогу друг к другу. Бывают в жизни ситуации, не требующие нашего полного присутствия. Мы в них есть, но в виде неких размытостей, воздушных шариков, надуваемых другими. Шарик может быть большими или маленьким, разрисованным – но его существование определяется не столько его формой (она утилитарна и предназначена другим), сколько потоком впечатлений, который в него вдувается и нитью привязанности к надувающим его. Что сейчас я сделал? Я выразил нечто через что-то. Описал персонаж языком (если выражаться просто), который можно назвать воздушно-шаричным. Прочитав это описание, мы можем сказать: «Теперь понятно: персонаж – это воздушный шарик, который надувают другие. Ага. Тот, кого надули». Но… неужели мы приняли это за исчерпывающее определение? Но если сам  автор уже не согласен и стремится изменить созданный образ? Что тогда? Пойти дальше – но с чем?  С тем, что признано неудовлетворительным, неполноценным? Остановиться и поглазеть, что же тогда? Но где гарантия, что возведенное на наших глазах через некоторое время не будет разрушено автором, который уже что-то понял и именно поэтому разрушает, стремясь к чему-то иному? К тому, что можно назвать словами, которые нельзя принимать окончательно? Одним языком выразили одно, другим языком – другое. 


Определили объект и определили его определение, конструкцию и деконструкцию. Игра на двух уровнях. Но там и там – оперирование переносными значениями и борьба за то, что переносное значение никогда не будет завершено, т.е. жестко привязано к предметному значению. И читатель – только он – в своей голове может совершить этот акт. А нам (авторам?!) остается высвободить то, что можно назвать переносным значением – или, хотя бы, надеяться на это. И сделать это непростым – буквально (что за редкость!) – способом. Как у персонажа с языком?  Что с его речью, как говорит персонаж, что он говорит, и главное – кому он способен что-то сказать? Наполненность впечатлениями и немота связаны. Немота выдает спящий ум, сон которого — озеро, куда сливаются все потоки. Немота – это неспособность прочитать иначе, чем написано, переправить суть с одного берега на другой (при чем тут берег, о чем это он?!). Суть остается на одном берегу… Впрочем, именно сейчас мы совершаем незаметную ошибку. Пытаемся что-то сказать о языке персонажа как некий зритель, который выносит критическое суждение типа «я вижу твои ограничения». И персонаж здесь по сути – некое высшее существо, которое заснуло. Если он спит – значит, может проснуться, значит, в нем есть кто-то еще. 


Может быть, это мы сами? Но персонажа создает автор. Он необходим ему для решения ряда задач. Это кукла, которая иллюзией своей персоны маскирует автора и тем самым создает поле творения. Это трогательный Пикколино, о котором хочется рассказать целую историю. И язык Пикколино — это иносказательный язык автора. Язык языка. Что произошло сейчас, где мы оказались? Мы прошли путь. От поверхностного (хотя, впрочем, тоже имеющего право на существование в действительности) образа «персонажа» мы перешли к обратимому (заснувшему) и вышли на образ персонажа, который уместно назвать необратимым, настоящим. И здесь нас ждали два примечательных момента: персонаж создан автором для чего-то и связан с ним (нет автора – нет и персонажа). И связанность эта достойна того, чтобы вдуматься в нее. Она асимметрична и симметрична одновременно. 


Асимметрична в том плане, что персонаж не может ничего сказать автору, он воспроизводит авторскую речь и совершает действия, которые выражают определенный смысл. Симметрична потому, что будучи прочитанным (переведенными!) автором действия персонажа могут подсказать много ценного о самом авторе – именно за счет своей иносказательности. В таком случае действия персонажа становятся текстом, который обладает возможностью не просто перевода, а именно толкования. Радикальная постановка вопроса: персонаж двойственен — он и образ, он и текст? Возможно. Но интересно и другое. Персонаж – то, что автор спрятал от самого себя? Имеет ли смысл говорить о персонификации непонимания, где персонаж — неудавшаяся до конца попытка автора выдать себя за другого в игре «короля Балериона» (С.Лем), с надеждой… избавления от тождества самому себе? Или же персонаж – это попытка пересобрать, реконструировать себя? Но этот вопрос имеет смысл при условии, что мы ответственны за собственные персонажи и наша авторская речь присутствует в поле их существования. Если этот принцип нарушается — персонаж и автор оказываются в неком серединном мире, где разворачивается совсем другая история.  







Просмотров (1416)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Создана Ирина Васильевна

Войдите вглубь тишины. Личная сила приходит из внутреннего знания!

Читать полностью >>

Автор: Житкова Марина Владимировна

Как же с помощью фраз укрепить наши отношения - как сказать любимому человеку именно то, что на самом деле думаешь и чувствуешь, и при этом выразить ему всю свою любовь?

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!