Сейчас на сайте
15
гостей
Город:
|
|
НОВОЕ НА САЙТЕ
Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты…
Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами!
С уважением, главный редактор Мария Афанасьева
Читать онлайн
Купить pdf (50 р.)
Автор:
Седов Евгений Александрович
Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...
Читать полностью >>
Все новые статьи >>
|
Автор: Гудимов Вениамин Витальевич
Рубрика: Быть и понимать
Персонаж. Автор
Какие отношения у этой двоицы с языком? Поговорим,
удерживаясь от окончательных выводов, оставляя пространство смысловых пятен,
которым еще предстоит найти дорогу друг к другу.
Бывают в жизни ситуации, не требующие нашего полного
присутствия. Мы в них есть, но в виде неких размытостей, воздушных шариков,
надуваемых другими. Шарик может быть большими или маленьким, разрисованным – но
его существование определяется не столько его формой (она утилитарна и
предназначена другим), сколько потоком впечатлений, который в него вдувается и
нитью привязанности к надувающим его.
Что сейчас я сделал? Я выразил нечто через что-то. Описал
персонаж языком (если выражаться просто), который можно назвать
воздушно-шаричным. Прочитав это описание, мы можем сказать: «Теперь понятно:
персонаж – это воздушный шарик, который надувают другие. Ага. Тот, кого
надули». Но… неужели мы приняли это за исчерпывающее определение?
Но если сам автор уже не согласен и стремится изменить
созданный образ? Что тогда? Пойти дальше – но с чем? С тем, что признано
неудовлетворительным, неполноценным? Остановиться и поглазеть, что же тогда? Но
где гарантия, что возведенное на наших глазах через некоторое время не будет
разрушено автором, который уже что-то понял и именно поэтому разрушает,
стремясь к чему-то иному? К тому, что можно назвать словами, которые нельзя
принимать окончательно?
Одним языком выразили одно, другим языком – другое.
Определили объект и определили его определение, конструкцию и деконструкцию.
Игра на двух уровнях. Но там и там – оперирование переносными значениями и
борьба за то, что переносное значение никогда не будет завершено, т.е. жестко
привязано к предметному значению. И читатель – только он – в своей голове может
совершить этот акт. А нам (авторам?!) остается высвободить то, что можно
назвать переносным значением – или, хотя бы, надеяться на это. И сделать это
непростым – буквально (что за редкость!) – способом.
Как у персонажа с языком? Что с его речью, как говорит
персонаж, что он говорит, и главное – кому он способен что-то сказать?
Наполненность впечатлениями и немота связаны. Немота выдает спящий ум, сон
которого — озеро, куда сливаются все потоки. Немота – это неспособность
прочитать иначе, чем написано, переправить суть с одного берега на другой (при чем
тут берег, о чем это он?!). Суть остается на одном берегу…
Впрочем, именно сейчас мы совершаем незаметную ошибку.
Пытаемся что-то сказать о языке персонажа как некий зритель, который выносит
критическое суждение типа «я вижу твои ограничения». И персонаж здесь по сути –
некое высшее существо, которое заснуло. Если он спит – значит, может
проснуться, значит, в нем есть кто-то еще.
Может быть, это мы сами?
Но персонажа создает автор. Он необходим ему для решения
ряда задач. Это кукла, которая иллюзией своей персоны маскирует автора и тем
самым создает поле творения. Это трогательный Пикколино, о
котором хочется рассказать целую историю. И язык Пикколино — это
иносказательный язык автора. Язык языка.
Что произошло сейчас, где мы оказались? Мы прошли путь. От
поверхностного (хотя, впрочем, тоже имеющего право на существование в
действительности) образа «персонажа» мы перешли к обратимому (заснувшему) и
вышли на образ персонажа, который уместно назвать необратимым, настоящим. И
здесь нас ждали два примечательных момента: персонаж создан автором для чего-то
и связан с ним (нет автора – нет и персонажа).
И связанность эта достойна того, чтобы вдуматься в нее. Она
асимметрична и симметрична одновременно.
Асимметрична в том плане, что персонаж
не может ничего сказать автору, он воспроизводит авторскую речь и совершает
действия, которые выражают определенный смысл. Симметрична потому, что будучи
прочитанным (переведенными!) автором действия персонажа могут подсказать много
ценного о самом авторе – именно за счет своей иносказательности. В таком случае
действия персонажа становятся текстом, который обладает возможностью не просто
перевода, а именно толкования. Радикальная постановка вопроса: персонаж
двойственен — он и образ, он и текст? Возможно. Но интересно и другое.
Персонаж – то, что автор спрятал от самого себя?
Имеет ли смысл говорить о персонификации непонимания, где персонаж —
неудавшаяся до конца попытка автора выдать себя за другого в игре «короля
Балериона» (С.Лем), с надеждой… избавления от тождества самому себе?
Или же персонаж – это попытка пересобрать, реконструировать
себя? Но этот вопрос имеет смысл при условии, что мы ответственны за
собственные персонажи и наша авторская речь присутствует в поле их
существования. Если этот принцип нарушается — персонаж и автор оказываются в
неком серединном мире, где разворачивается совсем другая история.
|
Просмотров (1920)
|
|
|
|
Комментарии к статье отсутствуют.
Автор:
Афанасьев Алексей Владимирович
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о нашем бессознательном, или о нашем большем Я. Именно так называет бессознательный разум всемирно известный психотерапевт и тренер Роберт Дилтс. То есть: есть Я – и Больший Я. Это напоминает такую картинку: взрослый человек несет на груди, в специальной сумочке или рюкзачке, маленького ребенка. Осознанное – это несмышленый малыш. Бессознательное – могущественный и знающий взрослый.И это на самом деле именно так. Мы с вами можем держат
Читать полностью >>
|
Автор:
Седов Евгений Александрович
...задумывались ли вы, что есть куда более серьёзные и глубокие привычки: нелюбовь к себе, самоистязания, страдания и ощущение себя несчастной? “Любить себя или нет?” - странный вопрос, если не учитывать, что многие так пристрастились не любить себя, что не видят своей жизни в ином статусе. Другие жаждут полюбить себя и работают над этим...
Читать полностью >>
|
|
рекомендует:
Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье?
Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому?
Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной
книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»
Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно,
не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную
жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету,
это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует
«прямо здесь, прямо сейчас».
Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя
Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен
Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности
опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии.
Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза
под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.
Далее >>
Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.
Далее >>
Возникли вопросы?
Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!
|