Подростковый возраст обычно считают
трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися
социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие
люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому
возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к
искусственно задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей,
квазиинтересов, отклонений в поведении, повышенную тревожность.
Сам процесс формирования новообразований
подросткового периода развития растянут во времени и может происходить
неравномерно. В младшем подростке может быть много детского, а в старшем –
взрослого.С одной стороны, школьник наполнен
неукротимым желанием продемонстрировать всем свою взрослость, самостоятельность, независимость. С другой стороны, у
него нет эффективных средствдля
подлинной самостоятельности –знаний, опыта, образования. Но главное, что
препятствует осуществлению его желаний - возрастные особенностиего собственной психики. Подросткам
свойственны неуравновешенность, повышенная чувствительность, ранимость,
впечатлительность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, максимализм,
эксцентричность.
Современный подросток нуждается в помощи
наставника, который должен хорошо разбираться в сущности социальных процессов и
в психологии индивидуальных различий [2].
Когда ребенок не получает внимания со
стороны родителей и отсутствует эмоциональный контакт со сверстниками –
происходит изоляция ребенка, он погружается в свой внутренний мир и замыкается
в себе. Эмоциональная дистанция от родителей, недостаточное развитие навыков
общения, запрет в семье на выражение чувств, приводит к потере социальных
контактов и поиску возможности избавиться от проблем навсегда. Это одна из
причин, которая может подтолкнуть подростка к роковому шагу. Характерная для этого возраста полярность
психики может только усугубить внутренний конфликт.
В последнее время, участились случаи
подросткового суицида.Это активно демонстрируется средствами массовой информации,
с целью профилактики, что как правило, приводит к обратному эффекту.
Существует много свидетельств, что
имитационное поведение играет определенную роль в провокации самоубийств,
особенно среди подростков. Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали
исследование в «Нью ИнглендДжорнел оф Медсин» (сентябрь 1986) о влиянии национальных
теленовостей и боевиков на частоту самоубийств. Они пришли к заключению, что
чем больше телеканалов показывают передачи, связанные с суицидами, тем большей
являлась частота самоубийств. Еще в 1774 году Иоганн Вольфганг Гете опубликовал
романтическую повесть «Страдания юного Вертера», о молодом человеке с
художественными наклонностями, «чистыми чувствами и проницательным умом,
который потерялся в своих фантастических мечтаниях и отравил себя бесплодными
размышлениями до того, что разрываемый безнадежными страстями, особенно
неразделенной любовью, выстрелил себе в голову». Эта книга, в свое время была
очень популярна в Европе, и автора даже обвиняли в том, что под ее влиянием
впечатлительные юноши совершали самоубийства. Вскоре возник термин «эффект Вертера»,
обозначающий имитационное суицидальное влияние.
Эффект Вертера подтверждается
статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы суицидов в
средствах массовой информации и повышением частоты самоубийств среди
подростков. Кроме того, хорошо известен такой факт в школах: если один из
подростков совершает суицид, то его примеру могут последовать другие. В
психологии известно, что реакция группирования является специфическим и широко
распространенным подростковым феноменом – после 20-летнего возраста не
отмечается подъема частоты имитационных суицидов [1].
Безусловно, в школах должна проводиться
профилактика суицидального поведения, направленная на выявление детей, склонных
к суициду и на формирование антисуицидальных факторов личности, которые
препятствуют реализации суицидальных намерений. Антисуицидальныефакторы складываются
в определенную систему:эмоциональная привязанность к значимым близким;
чувство долга, обязательство; концентрация внимания на состоянии собственного
здоровья; зависимость от общественного мнения, представления о греховности
суицида; наличие творческих планов, замыслов; наличие эстетических критериев
мышления. Чем большим количеством действующих антисуицидальных факторов
обладает субъект, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятна
реализация суицида. Выявить антисуицидальные факторы можно в процессе
направленной беседы.
В фазе постсуицида, в обязательном порядке должна проводиться
работа с одноклассниками погибшего подростка– дебрифинг. Дебрифинг – это одноразовая
слабоструктурированная психологическая беседа с человеком или группой людей,
переживших экстремальную ситуацию или психологическую травму, целью которого
является минимизация отрицательных психологических последствий и предупреждение
развития симптомов посттравматического стрессового расстройства. Данная беседа,
как правило, проводится с классом, в котором произошел суицид, для того, чтобы
не допустить эффекта Вертера.
Наиболее эффективной считается беседа,
проведенная в первые сутки, после произошедшего[3].Дебрифинг лучше проводить в
кругу. В процессе беседы важно развенчать романтический ореол вокруг
суицидента, представить суицид ошибкой, которую нельзя исправить, дать
возможность высказать мнение по этому поводу каждому учащемуся, проговорить о
чувствах каждого из присутствующих, о чувствах родных и близких погибшего,
снять чувство вины у детей, а так же прояснить, какие существуют конструктивные
способы решения проблемных ситуаций. С детьми важно разговаривать уверенно,
по-взрослому, что будет способствовать созданию доверительных отношений. Это поможет
замотивировать учащихся, особенно нуждающихся в психологической помощи, на
индивидуальную консультацию психолога.
Необходимо помнить, что смерть в близком
окружении является острым провоцирующим фактором психического заражения по
механизму подростковой реакции имитации, поэтому в классе, где произошел суицид
необходимо в течение месяца соблюдать щадящий учебный режим, создавать
атмосферу эмоционального принятия. Важной частью работы в фазе постсуицида
является просветительская работа с родителями.
Помощь семье суицидента может быть
оказана так же, как и любому человеку, переживающему горе и утрату. Эрих
Линдеманн отмечает: «работа со скорбящими направленна на освобождение от связи
с умершим, реадаптацию к окружающей реальности, в которой он отсутствует, и
формирование новых взаимоотношений» [1].
Педагогам в случае суицида ученика так
же необходима помощь психолога, которая позволит снять чувство вины и
предотвратить эмоциональное выгорание.
Литература
1.
Суицидология:
Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов,
психотерапевтов и в художественных текстах. – М., «Когито-Центр», 2001. – 569
с.
2.
Волков
Б.С. Психология подростка. СПб.: Питер, 2010. – 237 с.
3.
Решетников
М.М. Общие закономерности в динамике состояния, поведения и деятельности людей
в экстремальных ситуациях с витальной угрозой. Отделенные последствия и
реабилитация пострадавших. - Методическое пособие для врачей, психологов и
педагогов. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. – 26 с.