Я получила следующее письмо от молодой мамы из Калининграда:
Обращаюсь вам вот по
какому вопросу: моему сыну в этом году исполняется семь и мы готовимся пойти в
школу.
Я знаю, что развитие
и воспитание ребенка в период до семи лет самое важное и от этого
зависит то, каким он вырастет.
Всё больше я
задумываюсь над тем, что я слишком мало времени уделяла ему в эти
годы, потому что работа, дом, разные проблемы...
Мучаюсь чувством вины
перед сыном за это и переживаю, что у него могут быть проблемы в общении и в
учёбе.
В письме
содержится несколько важных вопросов, волнующих многих мам.
Несомненно, подготовка
к школе – важный этап для дальнейшей адаптации ребёнка и, вместе с тем, этот
период трудный для мам. Помимо всех тех усилий, что вы предпринимаете для
подготовки сына, помните, особенное значение приобретает ваше состояние в данный
момент: стабильное спокойное настроение мамы скажется на уверенности сына. Рекомендую:
· оставляйте
сыну время и место для игры, для возможности быть ребёнком;
· обеспечивайте
здоровую и открытую атмосферу дома: разговаривайте друг с другом,
прислушивайтесь к тревогам сына - ваша постоянная поддержка необходима;
· для
поддержания доверительных отношений с сыном Вам нужно регулировать градус
собственных переживаний.
В период дошкольного развития в личности ребёнка формируется базовая матрица черт
характера. В соответствии с кризисом семи лет у многих детей наблюдается
неустойчивость настроения и желаний, стремление «стать большим», что не должно волновать слишком сильно. Многое в будущем ребёнка зависит и от того, на
что мать может повлиять только косвенно: как он адаптируется к школе,
как сложатся отношения с учителями, какую роль в коллективе сверстников займёт.
Данный возраст чувствителен к формированию самооценки ребёнка, ребёнок начинает свой путь к тому, чтобы
однажды «выпорхнуть из родительского гнезда». Пробуйте постепенно менять баланс
отношения к ребёнку в семье в сторону большей
ответственности ребёнка, не снижая при этом уровень итогового контроля
(насколько хорошо справился), к примеру, давайте бытовые задания, которые он
должен выполнять самостоятельно. Изменение уровня ответственности не пройдёт
даром – ребёнок будет улавливать различные аспекты процесса взросления (не
только внешнюю атрибутику), что поможет в формировании позитивной и устойчивой
самооценки.
Многие современные мамы
сетуют на то, что времени на детей не остаётся вовсе. Что значит, достаточное
время и для кого оно должно быть достаточным: для матери или для ребёнка? В
настоящее время бытует убеждение, что с ребёнком нужно проводить как можно
больше времени, предпочитая маму детскому саду. До трёхлетнего возраста
взрослый ребёнку действительно необходим, далее приобретает более весомое
значение общение со сверстниками. В играх с другими детьми ребёнок учится
адаптироваться в коллективе, создавать границы дозволенного в общении,
самоконтролю, что, в конечном счёте, отразится
на усидчивости ребёнка и его возможности длительно удерживать внимание на
уроках, сформирует адекватное представление о половых ролях. Иногда немного отдаляясь, вы создаёте для ребёнка пространство возможностей, а себе отмеряете время для
собственных интересов.
Когда встаёт вопрос о
том, сколько времени проводить с ребёнком, важной характеристикой времени
вместе с ребёнком становится качество проведения наравне с длительностью. Предлагаю следующий эксперимент:
1 шаг – анализ времени
ребёнка
отметьте то время, которое уходит на всё,
что связано с ребёнком – когда готовите еду для него, купаете его, отвечаете
на вопросы, укладываете спать, гуляете, читаете (буквально, а не
приблизительно);
добавьте то время, которое с ним проводят
другие члены семьи;
проанализируйте, сколько времени
ребёнок предоставлен самому себе, чем он занят. Таким образом, станет понятно,
есть ли в жизни ребёнка «перекос» - к примеру, всё его время занято семьёй или
львиная доля времени проходит только с мамой.
2 шаг – анализ вашего
общего времени
детально ответьте себе на вопрос о том, как
проходит ваше совместное время: идете ли по улице с ребёнком, разговаривая о
цвете проезжающих машин, или совместную прогулку занимают телефонные разговоры
с подругой; отвечаете ли на вопросы формально, чтобы отстал, или добиваетесь
понимания; что чаще выбираете – совместный просмотр телевизора или пешую
прогулку; разговариваете ли с ребенком в транспорте; привлекаете ли ребёнка
к выполнению домашних обязанностей. Так откроется фактическая картина качества
общего времени.
Проводите время с
ребёнком, полностью погружаясь в его проблемы и потребности – внимание – это
лучшее средство профилактики нарушений адаптации.
Внимание не равно времени: можно
качественно проводить небольшое количество времени, оставляя место для других
людей и дел.
Начать проводить время более качественно
никогда не поздно.
Чувство вины особенно
за предшествующие события неконструктивно, мамина жертвенность детям ни к чему - им нужна счастливая, насколько это возможно, мама.