Сейчас на сайте
105
гостей
Город:
|
|
НОВОЕ НА САЙТЕ
Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты…
Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами!
С уважением, главный редактор Мария Афанасьева
Читать онлайн
Купить pdf (50 р.)
Автор:
Седов Евгений Александрович
Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...
Читать полностью >>
Все новые статьи >>
|
Автор: Гудимов Вениамин Витальевич
Рубрика: Быть и понимать
Земля языка
Направленность языка – тема, мимо
которой трудно пройти. Она притягивает внимание, в ней есть некая
загадка, на которую стоит поразмыслить. Загадка формулируется многими
учеными и авторами по разному, не факт что в наших рассуждениях мы
будем оригинальны или новы – но их цель обозначить пространство вопросов
и размышлений и сделать это, скорее метафорически, нежели схематически.
Итак, язык. Знаковая система? Нюанс –
система фигур, имеющих значение (Ельмслев). Т.е. есть носитель, и есть
значение, который связан с этим носителем. Характер связанности
дискутируем в научных кругах: одни говорят, что фигура влияет и даже
порождает значения (культ опыта), другие отрицают такую доминанту и
говорят о произвольности связки (культ смысла).
Рассмотрим оба культа, тем более что
мысль об их связанности в системе генезиса языка личности представляется
интересной. Сначала первичный опыт дает фигуры, которые означиваются,
исходя из неких аутичных переживаний только этой фигуры (поскольку иных
пока просто нет), затем опыт сепарации – с его отрывом от переживаний
только этих фигур и выходом на другую культуру означивания, которая
переустанавливает значения. Чем то это напоминает отличие позиций автора
и читателя, о которой мы уже писали.
Тогда так: если говорить о том, что язык
рождается из первоначального опыта, мы придем к необходимости
определить как-то суть первоначального опыта. Это можно сделать в виде
точки в центре круга: ребенок ощущает себя точкой в материнской
оболочке. Какие фигуры, т.е. повторяющиеся переживания остаются,
запечатлеваются в его «алфавите»?
Первичные фигуры, с которых все
начинается – это наполненность и опустошение. Переживание их имеет
особенность – оно анонимно, поскольку наполняет ребенка мать и
опустошает (в смысле лишает) тоже мать. Но здесь ребенок воспринимает ее
как оболочку, скорее среду, а не персону (точнее – оболочка является
фигурой, означающей мать). Себя – так же, поскольку наполнение и
опустошение производятся помимо сознания. Процессы наполненности и
опустошения в этом смысле действительно являются фигурами, несущими в
себе некое «значение» для ребенка. И это «значение» ритмизирует
существование, создавая отличие, порог между двумя состояниями: пустоты и наполненности.
Получается подчиненность: «меня» делают
наполненным (мать греет, питает), «меня» делают опустошенным (когда мыть
уходит и не греет, не питает). Выбора нет. Чтобы перейти от одного
состояния к другому – нужно подать сигнал. Причем в любом направлении –
среда уловит. Мать накормит или разденет, если стало жарко. Можно ли
назвать это «гармонией»?
Но здесь интересно другое: переживание
«наполненности-пустоты» анонимно и безадресно. И оно на этой стадии
работает как бы сквозь сознание: не мешай хотеть и получать. Подчинение
сознания – которое, по сути, является реакцией на реакцию, но пока не
отражением (праобраз осознанности), а скорее продолжением,
безальтернативным проживанием процесса «пустота-наполнение», которые по
этой причине анонимен.
Протекание через меня – что вроде того.
Знаковое поле – если, конечно, возможно так говорить – изначально
создается этими двумя фигурами: пустотой и наполненностью. Другими
словами – это и есть предустановки сознания, которые формируют
безальтернативную направленность от пустоты к наполенности через
сигнализирование. Т.е сигнализирование подчиненно одной цели –
наполниться или опустошиться. И в этом смысле, действительно, фигура подчиняет
себе знак: чтобы не «говорил» ребенок родителю — это означает
«наполни-опустоши меня». Чтобы не «говорил» родитель ребенку – это
означает «я тебя наполняю и опустошаю».
В дальнейшем это выражается в том, что
когда человек чувствует пустоту внутри себя – ему важно найти анонимных
наполнителей. Воспроизведение. Т.е. в отношениях его будет интересовать
эти аспекты, хотя он и может их как-то расцвечивать, но расцветка будет
подчинена бегству от себя как пустоты к другому как наполненности.
Нюанс в том, что персональность здесь
подчинена… анонимности. Отсюда поверхностность и быстрая утилитарность в
отношениях, и ощущение манипулятивности, которая имеет под собой
подчиненность смысла потребности. Действия людей, состоящих в
отношениях, объясняются именно через фигуры «хотят бросить» или «добры,
наполняют». Я – это направленность на меня другого…
Но есть кризис отделения – когда ребенок
(постепенно или резко) отделяется от матери, и в тревоге или радости
осознает свои границы, свою данность. В процессе развития ребенок
становится источником действий, смыслов – и ему нужен другой, который
связан с ним качественно другими отношениями. Вырастая через повторение
безадресного паттерна ребенок ищет другого – человека, собеседника,
со-общника. Да, периодически происходят отыгрывания к прошлому, но через
них пробивается другая знаковая система, в которой фигуры подчинены
смыслу. Теперь два круга.
Противоположная ситуация: пустота
возникает в слишком длительном увлечении внешним миром, дисконтактом с
внутренним. Наполненность – более относится к действиям, переживаниям,
идущим изнутри. Другими словами – появление феномена внутреннего мира
становится заметным именно по перевороту, подчинению фигур смыслу. Что
особенно заметно как на стадии юношеского максимализма, так и на стадии
выбора смысла жизни и пр. абстракций. Ключевая особенность которых –
непредсказуемость, т.е. их не было в прошлом опыте, они появились как бы
навстречу, из будущего.
Такой переворот языка делает возможным
переосмысление прошлого, перестройку отношений с опытом. Опыт, будучи
переработан по другому, становится источником скорее смыслов, нежели (не
только) повторных переживаний. Появляется возможность осуществить
переход от слепого повторения – к прочтению мира, себя, других…
осмыслению. Возможно, что повторные переживания и нарождающиеся смыслы
ведут своего рода танец, диалог, может быть – борьбу, трансформацию, в
результате которой прошлый опыт получает значение как бы из будущего, из
системы координат, которые не обусловлены изначальными фигурами. Это
позволяет произвести операцию переоценки того, что раньше лежало в
основе сознания, изначального алфавита.
Конечно, это не просто. Появление себя,
присутствие себя иногда связано с тревогой быть оставленным другим. Если
другой поймет что я — другой, а не он второй – что произойдет? Что
делать? Вопросы на возвращение к доминированию фигур. Тревога как
мотиватор найти другого, найти другого-другого… или найти себя? Выбор
языка – как координат означивания, определяющих вектор определения себя
как…
«Я боюсь, что меня затопчут» может
значить «помогите мне!» — сигнал в окружающую «маму». А может значить «я
зависим от других, если жду от них только одобрения и в этом повторяю
свою мать». Там сигнал, здесь – высказывание, начало текста.
Человек оказывается способным обращаться
к опыту, не воспроизводя его буквально – но появляясь в нем не как
персонаж, а как автор и читатель. Миссия которого — вывести сознание
из-под власти фигур анонимного опыта, от сигналов к направленной,
адресной речи. Вопрос о земле языка – что лежит в его основе, какие
направленности? – оказывается полезным в плане этой миссии. Ответ на
этот вопрос лежит в сфере исследования не столько истории собственного
сознания, сколько его будущего.
|
Просмотров (1868)
|
|
|
|
Комментарии к статье отсутствуют.
Автор:
Озерова Людмила Леонидовна
Йога предлагает нам факторы достижения успеха в любом деле. ВОЛЯ. ЗНАНИЕ. ДЕЙСТВИЕ.
Читать полностью >>
|
Автор:
Болигатов Олег Олегович
Давайте же рассмотрим еще один «бич человечества», еще одно поведение, на первый взгляд кажущееся совершенно бессмысленным и необъяснимым – курение, т.е. вдыхание ядовитого дыма в легкие. Ведь если от алкоголя эффект, как говорится, налицо, то курение вообще непонятно для чего нужно.
Читать полностью >>
|
|
рекомендует:
Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье?
Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому?
Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной
книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»
Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно,
не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную
жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету,
это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует
«прямо здесь, прямо сейчас».
Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя
Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен
Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности
опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии.
Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза
под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.
Далее >>
Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.
Далее >>
Возникли вопросы?
Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!
|