В этой статье мы с вами обсудим одну очень
интересную тему. Ее не раз поднимали в литературе самых разных направлений,
особенно активно – в период Ренессанса… Мы же рассмотрим ее с психологической
точки зрения в контексте современности. Итак, «Я – бог» как человеческое
заблуждение. То есть как ограничивающее убеждение.
Мы не раз уже писали о разного рода явлениях,
которые ограничивают нашу свободу «жить, как хочется» именно нам и предписывают
вместо этого жить… как-то иначе. Мы говорили о детских решениях, о
специфических родовых сценариях и пр. Детские решения – это те убеждения,
которые были приняты в детстве. Вообще мы много раз в течение жизни в чем-то
убеждаемся и разубеждаемся, это процесс совершенно естественный. Многие из убеждений
определяют модели поведения и включены в состав родовых сценариев. По большей
части, убеждения, приобретаемые человеком в процессе его личностного
формирования, для него полезны и важны, но есть и такие, которые, естественно,
опираясь на какие-то ценностные компоненты, имея позитивные для данного
человека намерения, все-таки его жизнь ограничивают, ограничивают приобретение
необходимого опыта, направление развития, характер создаваемых отношений и
многое, многое другое.
Основное, самое существенное различие между убеждениями
поддерживающими и ограничивающими заключается
в том, что ограничивающие убеждения снимают с человека ответственность
за то, что с ним происходит или может произойти (в широком смысле слова), а
поддерживающие – отдают ему эту ответственность (точнее, не отдают, а
утверждают, что она именно на человеке изначально и лежит). Сравним, например,
убеждения «Некоторым всегда везет, потому что судьба к ним благоволит, а другие
просто от рождения неудачники» и «Счастлив человек или нет, зависит только от
него самого». Если человек придерживается первого убеждения, то в его картине
мира присутствует некая фатальная предопределенность: в мире все устроено так,
что некоторым везет, а некоторым нет, ну, и, собственно, все: никуда уже от
этого не денешься. Понятно, что это так только в его картине мира, которая
существует только в его голове, однако человек живет, пользуясь именно этими
ориентирами. И следствия предугадать не сложно. Скорее всего, если у него
когда-то что-то не получилось с первого раза, как ему хотелось, он записал себя
в «неудачники» и не стремится этого изменить. А надо бы.
С другой стороны,
человек, убежденный в собственной ответственности за свое благосостояние,
проявляет другую жизненную позицию, гораздо более активную, и с большой
вероятностью успешен. И конечно, важно, какие еще убеждения есть в «системе»
того или иного человека – потому что ни одно убеждение не функционирует
изолированно, все они находятся в неких отношениях с другими.
И вот давайте рассмотрим убеждение типа «Я бог, и
поэтому…» или «Я в этом мире самый главный, и поэтому…» Как вы понимаете, после
«поэтому» можно дописать ну очень много всего, потому что следствий у такого, с
позволения сказать, убеждения, предостаточно, одно краше другого, как
говорится. Казалось бы – абсурд! Но нет же, действительно, встречается, и имеет
всю силу убеждения, вызывает состояние абсолютной, «железобетонной» уверенности
в сказанном и влияет на огромное число контекстов. Это убеждение функционирует
на высоком логическом уровне Идентичности, а следовательно, распространяется:
на уровень способностей (человек испытывает парадоксальную уверенность, что
может все, и соответственно, для него нестерпимы ситуации, когда что-то может
не получиться, или получиться не так, как задумано, а значит, он их избегает, а
значит, избегает и обучения, развития); на уровень поведения и на уровень
окружения (как такой человек подает себя, смотрит на окружающих и др.).
Формируется эта убежденность, понятное дело, в детстве. Есть мнение, что до
трех лет ребенок считает, что мир вращается вокруг него, и родители, и другие
взрослые, должны поддерживать в нем эту веру, а вот после трех лет уже
происходит «центробежное» расширение преставления о мире и собственно
децентрация. И понятно, что для этого нужны определенные условия – которые, как
показывает практика, есть не у всех. Помните, мы писали об «уходе в ребенка»?
Такое поведение матери очень способствует формированию у ребенка подобного
убеждения. Кроме того, если ребенку постоянно показывать, что он «во всем
виноват»: в том, что мама и папа поссорились, в том, что сестра куда-то не
успела, а у бабушки подскочило давление, и она плохо себя чувствует, – это
также укрепляет в нем веру, что «все вообще из-за него», то есть не только
плохое, но и хорошее. И понятно, что человеку с такой установкой живется
нелегко, а окружающим бывает трудно взаимодействовать с ним самим. Еще бы. Ведь
такой человек исподволь транслирует всем и каждому: я главнее, в твоей жизни,
как и во всем мире, все зависит от меня, а если меня не станет, ты тоже
исчезнешь вместе со всем миром. Помнится, герой Л.Н.Толстого Николенька
Иртеньев как-то увлекся философским учением, суть которого сводилась к тому,
что «мир существует постольку, поскольку существую я» и экспериментировал:
зажмурившись, воображал, что в этот момент все в мире исчезает, а появляется
лишь тогда, когда он открывает глаза и воспринимает действительность.
И конечно, если встречаются двое со сходным
убеждением, то начинается такое… Такое… Прямо «битва титанов» какая-то, или
античный эпос в действии. А если при этом их связывают дружеские или семейные
отношения? Конечно, побеждает дружба и побеждает любовь, но сколько сил
тратится на борьбу «подводных течений», то есть действующих убеждений, а скорее
– на нейтрализацию последствий этой борьбы. Впрочем, в какой бы сфере и с кем
бы ни происходила подобная борьба, имеет смысл задуматься: а так ли она
привлекательна, как кажется на первый взгляд, и как бы изменилась жизнь, если бы
всю энергию, которая уходит на подобного рода «излишества», направить на
достижение своих истинных целей, в творение чего-то своего, выполнение важных
жизненных задач.
Отметим, кстати, что «Я бог» и «Я самый главный» –
убеждения сходные, но не тождественные друг другу, и при некоторой похожести
имеют различные проявления. Так, например, зачастую «бог» полуосознанно или
неосознанно вообще стремится занять позицию отстраненного наблюдателя: мол, ему
как-то не к лицу участвовать в мирских делах, а вот «главный» активно
включается в ситуацию и старается занять главенствующее положение, начать всеми
руководить. Причем ясно, что первый отстраняется и от своих собственных дел, а
второй хватается даже за те дела, которые ему и не нужны, и положение это, хоть
и выглядит по-разному, является проигрышным для обоих.
В начале статьи мы писали, что основное различие
убеждений поддерживающих и ограничивающих заключается в том, кому, исходя из
данного убеждения, принадлежит ответственность за жизнь человека: ему самому
или кому-то еще. И вот казалось бы: «Я бог», «Я самый главный» – куда уж больше
ответственности-то? И тут важно учесть два момента: во-первых, и
в-самых-главных, и одно, и другое утверждение в том широком контексте, в
котором они обычно применяются, ложны. Да-да – совершенная ложь ну никак не
может быть поддерживающей. Что, правда бог, тот самый, который создал и небо, и
землю, и т.д.? Или еще какой?
Что, правда, самый главный? Самый-самый? И нет
никого «главнее»? Конечно, с этого ракурса сразу становится очевидно, что ни
первое, ни второе убеждение критики не выдерживают, даже самой легкой.
А во-вторых, и, опять-таки, в-самых-главных, важно,
необходимо, прямо-таки жизненно необходимо учесть, что подобные убеждения,
помимо того, что крайне неудобны в мелочах, еще и блокируют человеку уровень
духовности. Перекрывают путь к собственной миссии, предназначению. Потому что
миссия – это то, что дается свыше, а если человек считает, что «выше» и нет
никого и ничего, он просто не может быть в контакте со своим жизненным
предназначением, индивидуальным смыслом. И тут надо понимать, что естественно,
при любых условиях, как бы там ни складывалась наша жизнь в
детстве-отрочестве-юности и далее, наша миссия остается нашей. Всегда. И наше
предназначение не может перейти к третьему лицу по одной простой причине: оно
наше, и предназначено именно и только нам. Это – наша ответственность, и эта
ответственность наша, наиважнейшая. Вопрос лишь в том, идем мы своим путем или
нет, живем ли своей жизнью в этот самый момент или нет. И если человек задает
себе этот вопрос, значит, он способен уже прямо сейчас услышать себя,
сориентироваться на свой истинный смысл и испытать ту радость и силу, которые
предназначены для него. На его пути.