Здравствуйте! У меня дочка, 6 лет, очень плохо засыпает.
Боится кошмаров. Говорит, что как только закрывает глаза, видит страшные
картинки. Поэтому старается не спать до последнего. Началось примерно с месяц
назад. В жизни все, как обычно. Мы недавно переехали на новую квартиру, но с
переезда прошло уже почти три месяца. На что думать, не знаю. Может, в
мультиках чего-то испугалась?
Может ли помочь в этом случае гипнотерапия и что я могу
сделать сама?
С уважением, Валерия
Здравствуйте, Валерия!
Все мы чего-то боимся. Задумайтесь прямо сейчас, а чего
боитесь Вы? Если человек говорит, что он ничего не боится, – он лукавит.
Практический каждый человек на планете Земля чего-то боится, разница только в
предмете страха, его степени и возможности избежать встречи с объектом или
ситуацией, вызывающими чувство страха. Давайте поговорим о детских страхах
более подробно.
Психологи делят страхи на две категории – возрастные и
невротические. Возрастные страхи возникают, когда ребёнок доходит до
определенного уровня знакомства с окружающим миром и понимания его законов –
они являют собой как бы отражение
психического и умственного развития ребенка. Особенность возрастных страхов в
том, что дети примерно одного возраста, живущие в разных условиях, начинают
бояться довольно схожих вещей. Два типичных примера возрастного страха – страх
перед потерей матери у младенцев в 7-8 месяцев и страх смерти в 6-7 лет. Эти
страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта
самосохранения. А беседы и совместное проигрывание помогут ребенку быстрее
выйти на новый уровень психического развития.
Страхи невротические представляют собой гораздо большую
проблему. Испытывая их, ребенок обычно находится в состоянии сильного
эмоционального напряжения и справиться с ним сам чаще всего не в состоянии.
Необходимо понимать, что невротические страхи почти всегда
имеют внезапное происхождение – страх в испугавшей ситуации может возникнуть
почти моментально. Психологи выделяют три основных вида невротических страхов –
это страхи одиночества, темноты и животных. В отличие от возрастных страхов,
переводящих ребенка на новый уровень понимания окружающего мира, невротические
страхи деструктивны. Они разрушают внутреннее убеждение ребенка в миролюбии
окружающего мира и заставляют погрузиться в длительные, сложные и часто
неразрешимые для малыша переживания.
Можно ли избежать появления страхов или, по крайней мере,
значительно смягчить последствия испугов? Безусловно, если родители будут вести
себя грамотно. Даже резкий испуг для очень впечатлительного ребенка родители
могут свести на нет. Самое важное в пугающей ситуации – помнить, что родители
являются для ребенка своеобразным индикатором этой самой ситуации. Если
пугаются они, то непременно испугается и ребенок. Поэтому когда испуг неизбежен,
родители обязаны сохранять спокойствие и разговаривать с ребенком, комментируя
ситуацию. Таким образом, они не только смогут избежать углубления испуга, но и
научат малыша правильно вести себя, сохраняя хладнокровие, способность разумно
и трезво мыслить.
Милтон Эриксон, основатель эриксоновского гипноза, часто
рассказывал историю по этому поводу: «Шестимесячного ребенка кормят детским
питанием «Паблум», и он смотрит в лицо своей матери, которая думает: «Ну и
дрянь же это питание – оно так воняет». Ребенок читает эти мысли на лице матери
и выплевывает его.
Все, что нужно сделать, это понаблюдать, как маленький
ребенок изучает лицо матери или отца. Он прекрасно знает, когда нужно
остановиться, чтобы не получить нагоняй. И он точно знает, сколько раз нужно
просить конфетку, чтобы получить ее. И неважно, сколько раз родители скажут
«нет». Дети прекрасно слышат, как раз от раза «нет» становится мягче. Они
знают, когда «нет» звучит очень слабо, и еще одна настойчивая просьба дать
конфетку меняет «нет» на «да».
Эриксон хотел сказать, что когда вы были маленьким ребенком,
вы могли чувствовать тон и все остальное, что сопровождает слова. Он
напоминает, что на нас оказали большое влияние отношения и вкусы родителей, в
то время как мы сами были еще слишком малы, чтобы самим проверять их
правильность. Такой вид влияния оказывается эффективным в формировании наших
привычек, ценностей и вкусов. К сожалению, он не менее эффективно передает нам
страхи, предрассудки и фобии родителей.
Предположим, во время прогулки к вам с малышом подбежала
бродячая собака и начала лаять.
Ваша задача не только избежать физического
контакта с ней, но и не напугать ребенка вашим же испугом. Первый порыв –
схватить ребенка на руки, и, приговаривая: «Ах, какая плохая собака, напугала
нашего малыша», – поскорее уйти с этого места. Но более верно присесть на
корточки рядом с малышом и, обняв его, спокойно объяснить, какая это хорошая
собака – она защищает свою территорию.
Объяснить, что собака с вами не знакома и наверно хочет
сказать, «чтобы мы отсюда ушли и не мешали ей». После этого предложить не
беспокоить сейчас собаку, поскольку она не настроена с вами общаться. И лишь
после этого поднять малыша на руки и спокойно унести его, посетовав «как жаль,
что собаки не умеют спокойно разговаривать, как люди, и им приходится так
громко лаять». Если вы видите, что ребенок все-таки испуган, то затем, уже
дома, спустя некоторое время в ролевой игре обыграть ситуацию, в которой разные
звери защищают себя – кошка шипит, собака лает, коза и корова бодаются,
постепенно переводя игру в шутливую возню. При этом ни в коем случае не нужно
уговаривать ребенка не бояться, уверяя, что нет ничего страшного – если ребенок
боится, значит у него есть для этого повод.
Уговоры «не бояться» могут лишь сказать малышу, что, боясь,
он делает что-то запретное и нехорошее. И в этом случае страх не уйдет, а лишь
глубже проникнет в сознание, и искоренить его будет уже значительно сложнее.
Есть еще одна тема, которую невозможно обойти стороной при
рассматривании проблемы детских страхов. Это вопрос сознательного запугивания
ребенка в воспитательных целях.
Пугая ребенка полицейским в магазинах, Бабаями с мешком,
когда малышу не спится, родители добиваются сиюминутной выгоды и послушания.
Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими
запугиваниями. Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если
однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко –
испугавшись или нет, то итог такой ситуации для пуганного ранее ребенка в силу
ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже
подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может
быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и
прочие очень тяжело поддающиеся коррекции проблемы.
Больше всего подвержены страху впечатлительные, робкие,
застенчивые, очень эмоциональные и тонко чувствующие дети. Кроме того,
психологи отмечают, что дети, имеющие тревожных, мнительных, чрезмерно
опекающих родителей, и дети, чьи родители отстраненные, чрезмерно сдержанные,
эмоционально холодные или чрезмерно строгие, подвержены различным страхам в
большей степени.
Что касается
Вашего случая, вспомните, не было ли какой-либо
стрессовой ситуации месяц назад, которая могла привести к эмоциональному
напряжению у ребенка. Если нет, то возможно, это просто возрастной страх
смерти, который вскоре пройдет. Кроме того, Ваш переезд на новое место тоже
повлиял на ребенка. Адаптация на новом месте может длиться до полугода. Поэтому
самое главное для Вас – успокоиться и постараться помочь ребенку быстрее
справиться со страхом.
Вы можете нарисовать с дочкой ее страх, а затем изменить
рисунок так, чтобы не было страшно (сделать смешным, раскрасить в любимые
цвета, разорвать рисунок и т.д.). Когда ребенок изобразит свой страх, можно
попросить его положить рядом ладошку и сказать: «Смотри, твоя ладошка больше,
чем твой страх». Очень хорошо в борьбе с
детскими страхами помогает сказкотерапия (например, можно почитать книгу
Кулинцовой И.Е. «Коррекция детских страхов с помощью сказок»).
Если Вы видите, что страх
не проходит – в такой ситуации не откладывайте поход к детскому
психологу или гипнотерапевту. Психолог владеет различными методами помощи детям
и подберет необходимую коррекционную программу для Вашего ребенка. А
гипнотерапия – это универсальный
инструмент, ведь бессознательное способно справиться с любыми страхами.
Главное правило – выбрать грамотного квалифицированного
специалиста, ведь Вы доверяете ему самое ценное – Вашего ребенка.
Здравствуйте! Я пока не созрела до того, чтобы лично
обратиться к специалисту, не готова, но мне нужно узнать, что можно сделать. У
меня есть такие тяжелые воспоминания, от которых становится прямо физически
плохо. Начинается сердцебиение, ноги подкашиваются. Я не знаю, это лично моя
проблема, или у людей вообще такое бывает. Я стараюсь себе ничем не напоминать
про эти вещи, но забыть тоже не могу. В лучшем случае отвлекаюсь на несколько
часов подряд. Если день прошел без таких переживаний – праздник. Скажите, что
можно применить в качестве самогипноза? Или все-таки придется к кому-то пойти?
С уважением, К.
Уважаемая К.!
Очень часто тяжелые воспоминания, жизнь прошлым влекут за собой негативные эмоции и
даже соматические проявления. Много людей испытывали подобные вещи, но в данном
случае – это только Ваша проблема. Вы почему-то не хотите отпускать эти
воспоминания. Прямо сейчас задайте себе вопрос, что мешает Вам жить настоящим?
Ведь у Вас получается отвлекаться на какое-то время, значит, Вы можете
контролировать эти воспоминания. Более того, именно Вы – хозяйка своих эмоций и
чувств. Попробуйте в них разобраться. Что Вы чувствуете, когда приходят
воспоминания? А что хотелось бы почувствовать вместо этого?
Как только у Вас возникают неприятные воспоминания, попробуйте
представить себе дорожный знак «STOP» и после этого подумать о чем-то хорошем,
погрузиться в приятные воспоминания, я уверена, что они у Вас есть. Попробуйте
как можно ярче представить картинку приятного воспоминания, мысленно увидеть,
что Вас окружает, кто рядом с Вами, почувствовать те же ощущения, услышать
звуки, может быть даже почувствовать запах.
Это может быть не просто реальное
воспоминание, но и какое-то необыкновенное вымышленное место, где Вы чувствуете
себя спокойно. Наберитесь спокойствия из этого места. Делайте это упражнение
как можно чаще.
К сожалению, я не в полной мере владею Вашей ситуацией,
поэтому трудно сказать что-либо конкретное. Например, если Вы страдаете
от посттравматического стрессового расстройства, то любой контакт с
травмой может оказаться достаточно сложным. Вы можете держать все чувства,
переживания и эмоции в себе вместо того, чтобы поделиться с кем-то. Именно
поэтому Вы не ощущаете готовность обратиться за помощью к специалисту. Тем не
менее, работа с психотерапевтом поможет Вам почувствовать себя гораздо лучше.
Когда Вы решитесь обратиться к специалисту за помощью,
рекомендую Вам попробовать гипнотерапию. Все мы бываем в трансе много раз в
день. Мы проходим через транс, когда засыпаем и когда просыпаемся. Когда вы
читаете эту статью, и ловите себя на том, что глаза бегают по строчкам, а вы не
понимаете, что тут написано, потому что мыслями вы далеко-далеко — это транс. Транс – это нормальное,
физиологически естественное и жизненно необходимое состояние. В трансе та информация,
которую мы восприняли с помощью наших органов чувств, укладывается в наши
когнитивные схемы, или, проще говоря, «раскладывается по полочкам». В трансе
включаются внутренние резервы организма, его внутренние целительные силы. Наши
повседневные «проблемы» разрешаются в наших повседневных трансах — в состояниях
мечтательности, ничегонеделания.
Это и есть психическое переструктурирование,
которое осуществляется в трансе.
Милтон Эриксон выдвинул важнейшее положение относительно
транса, сказав: «Сам факт транса терапевтичен». Транс терапевтичен, потому что
в нем возможно психическое переструктурирование, невозможное в обычном
состоянии сознания. Это значит, что если терапевт помогает человеку войти в транс (или он сам входит в
транс, занимаясь самогипнозом) и побыть в нем, то это уже полезно, даже если
при этом и не осуществляется никакая целенаправленная терапевтическая работа;
открывается возможность спонтанного психического переструктурирования. Этого,
однако, часто не хватает для решения некоторых проблем или достижения
конкретных целей; тогда человек обращается к гипнотерапевту и с его помощью
осуществляет в трансе определенную терапевтическую работу.
Очень рекомендую Вам познакомиться с книгой Павла Лебедько
«Холистическая гипнотерапия судьбы или самогипноз в картинках», уверена, что
эта книга будет для Вас очень полезной и увлекательной. Удачи Вам и терпения!