НАВЕРХ


Сейчас на сайте 100 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Седов Евгений Александрович

Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Карпенюк Ксения Владимировна

Рубрика: Мой помощник - гипноз


Социальные сети как отражение эмоционального состояния подростка


    Трудно представить современный мир без компьютера, интернета и социальных сетей. А еще труднее представить подростка не интересующегося всем этим. Сегодня каждый ребенок проводит много времени за компьютером, в интернете. Даже находясь в школе, современные подростки имеют возможность пользоваться интернетом с помощью телефона. Нельзя переоценить актуальность проблемы подростковой интернет -зависимости и зависимости от социальных сетей. В 2013 г.     Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ при поддержке Google было проведено исследование цифровой компетентности подростков. Помимо прочего, были получены следующие данные. «В ответах на вопрос «Представь, что ты потерпел(а) кораблекрушение и оказался(-лась) на необитаемом острове, на котором тебе придется прожить несколько лет. Что бы ты пожелал(а) иметь на острове из своей прежней жизни?» большинство подростков поставили Интернет на второе место после друзей и родственников. Для представителей «цифрового поколения» потребность в доступе к Интернету оказывается более важной, чем потребность в пище и крове» [7, с. 9].
  Первенство в интересах молодёжной Интернет-аудитории принадлежит социальным сетям [6]. «ВКонтакте», «Одноклассники», «Twitter», неведомые ещё поколению начала 2000-х, стали неотъемлемой частью жизни подростков второго десятилетия XXI века. Социальные сети, без преувеличения, задают ритм современной молодёжи.
   Наряду с этим, в «виртуальной жизни» неизбежно находят своё отражение типичные социальные страхи подростков. Социальные сети не только порождают новые страхи и психические расстройства, как то номофобия (страх оказаться без Интернета или мобильной связи). Они вносят и новое содержание в уже известные подростковые страхи.
   А.И. Захаров, один из наиболее авторитетных специалистов по вопросам психологии детских страхов, указывает на то, что в подростковом возрасте преобладает удельный вес социальных, межличностных по своему характеру страхов [2]. Анализ работ А.И. Захарова, В.Г. Казанской, И.В. Шаповаленко и ряда других авторов позволил установить, что всё многообразие социальных страхов подростков можно свести к пяти видам. Рассмотрим их далее.

Страх «быть не собой». Развитие самосознания, стремление к самовыражению и самоутверждению, притязание на признание сопровождают становление личности подростка. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом [8]. Выраженная потребность быть собой неотделима от страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, «в лучшем случае — обезличенным, лишённым индивидуальности и самобытности, в худшем — потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком» [2, c. 89—90].
Страх провала, осуждения, наказания. Стойкий страх провала определяется перфекционизмом и максимализмом, свойственным подростку («синдром отличника» или «синдром гиперответственности»), а также склонностью подростков делать общие выводы из единичных фактов и конечного результата, когда не учитываются индивидуальные особенности человека, а ярлык «успеха» или «поражения» наклеивается вне зависимости от затраченных усилий [1; 13]. Посмотрев под определённым углом на происхождение страха наказания, можно уследить его связь со страхом смерти. В подростковом возрасте жизнь понимается уже не просто как видение, слышание, общение, а как жизнь в соответствии с определенными социальными нормами. И невыполнение этих норм, несоответствие предъявляемым требованиям может восприниматься ребенком, образно выражаясь, как «смерть хорошего мальчика» [9].
Страх физических уродств. Особые переживания подростку приносят постоянные изменения его внешности, связанные с физиологическими особенностями созревания, гормональными всплесками. Подросток мучительно переживает мнимую «уродливость» своего лица: его удручает форма носа, чрезмерное увеличение надбровных дуг, нарушение «симметрии» лица, «выпячивание» глаз. Он постоянно рассматривает себя в зеркале, находит в нём подтверждение «обоснованности» неотступных страхов («симптом зеркала»). Очевидно, что самооценка подростков находится в сильной зависимости от их внешности. Подростки отличаются особым идеализмом во всём, часто принимая свою внешность за «нестандартную», а значит  некрасивую [5].
Страх одиночества. Подросток — уже социально ориентированная личность. Он хочет быть в кругу себе подобных. Яркая выраженность аффилятивной потребности, иначе, реакции группирования — одна из самых главных особенности личности подростка. Найти своё место в обществе, быть значимым — вот главные цели на этом возрастном этапе. Неспособность достигнуть этих целей вызывает не только фрустрацию, но и страх быть отвергнутым, изгоем, страх одиночества [9].
Страх бесперспективности и невозможности самореализации связан новообразованием подросткового периода развития, названным Л.И. Божович самоопределением, и с описанной Л.С. Выготским доминантой дали [8]. «Постоянные заявления экономистов и политологов о том, что Россия находится в глубоком кризисе и вряд ли в ближайшее время выйдет из него, о нерешаемой проблеме безработицы, систематические сообщения о массовых терактах, техногенных и природных катастрофах неадекватно воспринимаются многими подростками. У ребят даже из финансово обеспеченных, из хороших семей, появляется ощущение безысходности, бесперспективности. Многие юноши и девушки утверждаются в мысли о том, что независимо от их действий и поступков впереди их ждут только нищета, унижение и бесславие» [9].

Перейдём к рассмотрению специфики проявления вышеописанных страхов в контексте социальных сетей. Термин «социальная сеть» ввёл в 1954 г. социолог Дж. Барнс. Это «универсальная система связей, удовлетворяющая потребности людей в группировании по определенным интересам». Сегодня под социальной сетью понимают платформу, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [6, с. 133].

Страх «быть не собой» преимущественно проявляется как стремление оригинально вести переписку с собеседником: используя авторские неологизмы, специфический сленг, особую, ни с кем не сравнимую манеру написания сообщения, сопровождение сообщения смайлами, картинками, которые в совокупности позволяли бы с первого взгляда отличить данную переписку от общения с другими людьми. Также указанный страх проявляется в стремлении публиковать на своей странице только самые оригинальные записи, которых нет у большинства пользователей, и в стремлении подбирать аватары, в которых бы максимально раскрывалась индивидуальность владельца страницы. Например, аватар давал бы информацию об музыкальных предпочтениях, спортивных интересах или жизненных ценностях пользователя.
 Страх осуждения преимущественно находит своё отражение в боязни того, что личная переписка станет доступна кому-либо, в связи с чем о владельце подумают нечто плохое, осудят, высмеют. Этот же страх проявляется в боязни публиковать на своей странице собственные мысли или стихи собственного сочинения, мотивируя это тем, что стихи наверняка посчитают бездарными, мысли — примитивными. Наконец страх осуждения проявляется в стремлении некоторых подростков скрывать на странице музыку и фильмы, боясь, что другие пользователи не разделят подобных увлечений, назвав музыкальные или кинематографические пристрастия безвкусными, устаревшими. К нетривиальным проявлениям страха осуждения у юношей относится боязнь того, что администрация социальной сети заблокирует страницу пользователя, уличив его в использовании ненормативной лексики или просмотре видео порнографического характера.
 Страх одиночества, прежде всего, находит своё проявление в боязни игнорирования, которое испытывают респонденты, когда на их сообщения не отвечают. Также юноши склонны испытывать страх, что кто-то удалит их из числа друзей, или, в случае взлома страницы, они потеряют всех подписчиков и не смогут с большинством из них заново наладить связь. Многие девушки испытывают беспокойство, когда, находясь в сети, они не получают сообщений от других пользователей. В подобной ситуации они чувствуют себя забытыми, ненужными, брошенными.
 Страх бесперспективности проявляется при просмотре страниц других пользователей, субъективно оцениваемых как «успешные», и воплощается в боязнь того, что никогда не удастся наладить личную жизнь, найти престижную высокооплачиваемую работу, достичь успехов в каком-либо увлечении и освоить какой-то новый для себя вид деятельности.
Страх физических уродств, главным образом, проявляется в боязни выставлять личные фотографии, объясняя это своей некрасивой внешностью, и стремлении регулярно удалять старые фото по причине недовольства своим прежним обликом.
   Социальные сети служат не только платформой для проявления и преодоления типичных социальных страхов подростков. Они породили ещё один, куда более серьёзный и распространенный страх, — страх остаться наедине с самими собой, страх своего внутреннего мира. И главная ловушка кроется в том, что социальные сети выступают одновременно катализатором и «спасительной пилюлей» от этого страха. Сами того не подозревая, подростки попадают в замкнутый круг: «спасаясь бегством» от самого себя на просторах Интернета, они ещё более укореняют боязнь остаться наедине с главным собеседником в своей жизни — самим собой.
    Данный страх не просто находит свое отражение на страницах социальных сетей, но и помогает другим людям (например, друзьям), взрослым (например, родителям) отследить эмоциональное состояние владельца страницы и при необходимости оказать поддержку и помощь.
    Подростковый возраст является трудным периодом, как для родителей, так и для самого ребенка. Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
    Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. 
   Кроме того, в этом возрасте могут возникать различные переживания по поводу своей внешности, отношений со сверстниками, проблем с учебой. Все эти переживания сказываются на эмоциональном состоянии подростка и могут привести к негативным последствиям, в том числе к суицидальному поведению.    А социальные сети таят в себе множество опасностей, которые могут подтолкнуть подростка к роковому шагу. Это, например, большое количество сообществ, групп по интересам, в которых можно наблюдать скрытую и явную пропаганду суицидального поведения, алкоголя, наркотиков, экстремизма, нетерпимости. Кроме того, это так называемое явление киберсуицида, когда молодые люди, подростки договариваются по Интернету о совершении совместного самоубийства. Самое страшное, что в подобных группах и сообществах зарегистрировано большое количество детей и подростков.  
   Но, как ни странно, социальные сети могут выступать и помощником для того, чтобы спасти подростка от необдуманного шага.  Если смотреть страницы в социальных сетях тех подростков, которые совершили попытку суицида или завершенный суицид, то мы увидим, что у всех этих детей были явные сигналы о приближающейся трагедии. Причем «крик о помощи» был не за день до случившегося, и даже не за месяц. Длительное время на стене в социальной сети можно было наблюдать негативные высказывания, мысли о смерти,  картинки страшного характера, характерные статусы типа: «Хочу умереть» и т.д.  Но, к сожалению, все эти сигналы замечают уже после трагедии. И что еще характерно, чаще всего у этих детей было мало сетевых контактов, так называемых друзей.  И даже при условии, что контактов много, почему-то никто не замечает тяжелого эмоционального состояния ребенка. А если и замечают - просто нажимают на кнопку «Мне нравится» или игнорируют.
    А если бы друзья забили тревогу, если бы родители уделяли больше времени своим детям, то таких трагедий было бы меньше. Ведь на странице социальной сети самый неразговорчивый, замкнутый подросток может раскрыть свое душевное состояние. Что уж говорить об эмоциональных детях. Поэтому родители должны, прежде всего, быть другом для своего ребенка и не только в социальной сети.
Список литературы: 
1. Жиленко Е. Социальные страхи подростков // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. — Вып.
 2. — 35 с. 2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. — СПб.: СОЮЗ, 2004. — 448 с.
 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. — 460 с.
5. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
 6. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2013. № 1— 132—137 с.
 7. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
 8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
 9. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивность / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. — Ростов н/Д: Фолиант, 2004. — 283—299 с.
 10. Щербатых Ю.В. Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности // Нац. проекты как фактор созидания современной России: Сб. научн. трудов регион. межвуз. научн. конф. — Воронеж: ВФ МГЭИ, 2006. — 176-178 с.





Темы: 


Просмотров (1780)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Карпенюк Ксения Владимировна

Меня заинтересовал вопрос оздоровления с помощью гипноза, который поднимался в вашей рубрике. Я сама страдаю артритом. И конечно, мне бы очень хотелось себе помочь.

Читать полностью >>

Автор: Гафарова Ольга Ниловна

Структура Технологии Осознания Реальности (ТОР-подхода) - это матрица, которая как кубик-рубика, любой процесс раскладывает на: 6 этапов по 6 уровням, что получается сделать благодаря введённым 6 позициям восприятия и 6 категориям времени, введённым в ТОРподходе.ТОР-подход гармонично приемлем для любого психологического метода и коучинка.

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!