НАВЕРХ


Сейчас на сайте 106 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Наиболее частое заблуждение молодых родителей заключается в способах наказания своего ребёнка. Из поколения в поколение передается в основном один способ – побить ребёнка или прикрикнуть. Но к чему приводят такие меры «воспитания» через много лет?

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Карпенюк Ксения Владимировна

Рубрика: Мой помощник - гипноз


Саморегуляция, как способ борьбы с профессиональным выгоранием


Здравствуйте, скажите, как избежать эмоционального сгорания? Работаю в школе 3-й год, как и хотела (всегда хотела быть учителем, биология-география). Но это трудно. Сама вижу что начала забивать на какие-то привычные вроде бы вещи и на детей злюсь больше. Что делать? Сразу скажу что работу менять не хочу.

Доброго времени суток! Для того, чтобы понять как бороться с Вашей проблемой, необходимо разобраться -  что же такое профессиональное выгорание. Итак, немного теории.

В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. 

Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.

Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

 Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

 Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:
- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

 - на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

 - третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

 На какой же стадии я - спросите Вы. Cудя по Вашему описанию - на второй. И при этом очень здорово, что Вы обратились за помощью, считайте, что Вы уже победили!

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

1.Организация деятельности. В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

 2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье.

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

 Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости . Это должна быть целенаправленная и слаженная работа администрации и психологической службы. Но к сожалению мы привыкли к фразе «помоги себе сам». Давайте разберемся, как же может человек самостоятельно справится с симптомами выгорания.

 Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

 - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);

 - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

 Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. 
Итак, давайте перейдем к практике.

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.   Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.  

 2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.  

 3. Диафрагмальная гимнастика. Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным): Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным. После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного. Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.  

 4.  В течении хотя бы 5-10 минут, подумайте о чем-нибудь приятном, ценном для вас в жизни и сравните как много у вас есть хорошего из того, чего нет у других.

 5.  Если вы по характеру человек беспокойный, то воспользуйтесь избирательностью своего мышления, используйте механизм вытеснения из своего сознания всего того, что вас тревожит, успокойте себя тем, что «все равно  всех дел не переделаешь».  

  И напоследок хочу предложить Вам замечательное упражнение «Дерево». По своей сути оно является техникой самогипноза, использующей статистическое, вертикальное положение тела. Это упражнение лучше делать дома в спокойной обстановке. Оно развивает у человека стойкость и способность выдерживать трудности. 

Встаньте...ноги на ширине плеч...колени слегка согните так, чтобы все тело было пружинистым, мягким... Расслабьтесь... Поднимите руки, воображая, что на уровне пупка Вы держите воображаемый шар размером с большой арбуз... энергетический шар... Он находится между Вашими руками и животом... Расслабьтесь... Представьте себе, что Вы - дерево...большое дерево...у Вас есть корни, которые идут до самого центра Земли.... По ним поднимаются все необходимые питательные вещества... У Вас есть ствол и ветви, которые растут до самого Неба... Энергия проходит через все Ваше тело... Просто расслабьтесь и позвольте происходить естественным процессам... Это позволит правильно выстраиваться Вашему позвоночнику... из тела уходят ненужные спазмы, напряжения... Очень хорошо...Этот процесс может сопровождаться различными ощущениями... вибрацией, дрожью, чувством тяжести или легкости...ощущениями тепла или холода...это неважно... Важно, что это укрепляет Вас...делает Вас сильнее... Все правильно... Просто расслабьтесь и позвольте своему организму осуществлять внутреннюю работу саморегуляции...гармонизации... Продолжайте... Делайте это упражнение десять минут, или пятнадцать минут, или пять минут... Вы увеличиваете свою способность выдерживать, и это важно... Очень хорошо... Достаточно... Медленно вернитесь из транса, например посмотрев на свои ладони. 

Еще рекомендую прочитать книгу Зборовской И.В. «Саморегуляция психической устойчивости учителя».
 И давайте не будем «гореть» на работе, а будем всегда смотреть вперед горящими глазами!





Темы: 


Просмотров (1324)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Усович Сергей Владимирович

Это реальный вопрос реального клиента. Задан во вторник, 14 апреля 2015. Эксперименты с сексуальностью своей часто приводят к испытанию своих чувств на силу и прочность. Хорошо бы заранее спросить у Знающих - а каковы возможные последствия?

Читать полностью >>

Автор: Гафарова Ольга Ниловна

Структура Технологии Осознания Реальности (ТОР-подхода) - это матрица, которая как кубик-рубика, любой процесс раскладывает на: 6 этапов по 6 уровням, что получается сделать благодаря введённым 6 позициям восприятия и 6 категориям времени, введённым в ТОРподходе.ТОР-подход гармонично приемлем для любого психологического метода и коучинка.

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!