НАВЕРХ


Сейчас на сайте 19 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Наиболее частое заблуждение молодых родителей заключается в способах наказания своего ребёнка. Из поколения в поколение передается в основном один способ – побить ребёнка или прикрикнуть. Но к чему приводят такие меры «воспитания» через много лет?

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Карпенюк Ксения Владимировна

Рубрика: Мой помощник - гипноз


Распознавание суицида: профилактика


Слово "первенция" (профилактика) происходит от латинского "praevenire" - "предшествовать, предвосхищать". Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. Социологи рассматривают суицид как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность.

 "Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог подумать, что произойдет такое несчастье!" - восклицают близкие. И все же каждый, кто всерьез думает о суициде, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. 75% суицидентов тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Однако ближайшее окружение, как правило, не слушают их.

Суицидальными людьми в целом руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность и в то же время надеются на спасение. Часто желания за и против настолько уравновешиваются, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать признаки готовящегося суицида, уметь их распознавать и вовремя оказать человеку поддержку и помощь.

Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности, признание группы и т.п.).

Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило вызывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение нельзя оставить без внимания.

Экспертами отмечается, что больше всего оконченных суицидов совершается из-за семейных конфликтов, романтических отношений,  личностных проблем, замкнутости, психических заболеваний. Также выделяют и такие причины, как: конфликты со сверстниками и друзьями, неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации, бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями, боязнь и низкий уровень сдачи ЕГЭ.

Поскольку большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся.

Выделяют индикаторы (показатели) суицидального риска, которые делятся на ситуационные, поведенческие, коммуникативные, когнитивные и эмоциональные.

Ситуационные индикаторы – это особенности сложившейся ситуации, которую человек воспринимает как кризис: смерть близкого человека, развод, сексуальное насилие, ревность, систематические избиения, одиночество, публичное унижение, подражание кумиру и другие.

Поведенческие индикаторы:
Эскейп-реакции (уход из дома, прогулы школы и т.д.);
Самоизоляция от других людей и жизни;
Резкое снижение повседневной активности;
Изменение привычек, несоблюдение правил личной гигиены;
Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью;
Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
Приведение дел в порядок (раздаривание личных вещей);
Изменения в поведении и настроении;Склонность к неоправданным рискованным поступкам;
Нарушение дисциплины и снижение качества учебы, работы;
Приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные индикаторы:
Можно выделить четыре вида информирования о суициде:
Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).
Шутки, иронические высказывания о желании умереть;
Уверения в беспомощности и зависимости от других;
Прощания;Сообщения о конкретном плане суицида.

Когнитивные индикаторы:
Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
Представление о мире как о месте потерь и разочарований;
Представление о будущем как бесперспективном;
«Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
Наличие суицидальных мыслей, намерений и планов.

Эмоциональные индикаторы:
Амбивалентность (двойственность) чувств по отношению к жизни, «безразличие к своей судьбе», отчаяние, переживание горя;
Признаки депрессии: а) приступы паники, б) выраженная тревога, в)сниженная способность к концентрации внимания и воли, г) бессонница, д) утрата способности испытывать удовольствие, е) употребление алкоголя для эмоционального самоудовлетворения;
Несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев;
Вина или ощущение неудачи, поражения;
Чрезмерные опасения или страхи;
Рассеянность и растерянность.

Так же существуют факторы и ситуации суицидального риска. Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:
Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.

Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.

Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.

У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.

В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.

Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.

Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

Среди подростков в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.

С диагнозом «расстройство личности» совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.

Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Показателем высокой степени риска (готовности к совершению суицида) является наличие у человекасредств, возможности и конкретного плана совершения самоубийства на фоне отсутствия сдерживающей силы.

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, которые могут заметить учителя, родители:
Часто грустное настроение, периодический плач.
Безнадежность и беспомощность.
Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
Поглощенность темой смерти.
Постоянная скука.
Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
Пропуск школы или плохая успеваемость.
Деструктивное поведение.Низкая самооценка и чувство вины.
Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
Сложности концентрации внимания.
Значительные изменения сна и аппетита.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Примерная шкала оценки суицидального риска (по рекомендациям ВОЗ):
1. Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует.
2. Незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов, и не было попыток самоубийства в прошлом.
3. Умеренный. На лицо обдумывание планов и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.
4. Высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.

Главным оружием в борьбе за жизнь являются защитные (антисуицидальные) факторы личности- это установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства.
  
Среди них следует отметить следующие:
Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей.
Религиозные, культурные и этнические ценности.
Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.
Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга.
Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким.
Выраженное чувство долга, обязательность.
Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.
Зависимость от общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих.
Представления о позорности, греховности суицида.
Представление о неиспользованных жизненных возможностях.
Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.
Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

Таким образом, оценка суицидального поведения должна включать в себя:- проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;- историю проявлений суицидального поведения;- неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья;- степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;- внезапные сильные факторы стресса;- уровень импульсивности и самоконтроля;- защитные факторы (антисуицидальные факторы).
Работа психолога с детьми суицидального поведения должна начинаться с поиска внутренних и внешних ресурсов, а в дальнейшем направлена на формирование базовых жизненных навыков: эффективного общения (в том числе разрешения конфликтов), выхода из стрессовых ситуаций, самопознания и самосовершенствования, решения проблем. Данная работа может проводиться частично индивидуально, но больший эффект достигается в групповой работе, так как позволяет организовать обучение в тренинговом режиме.




Темы: 


Просмотров (1411)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Никитина Анна Викторовна

Читать полностью >>

Автор: Гудимов Вениамин Витальевич

В одной далекой-далекой стране в каком-то уж очень интересном месте живет одно племя. Если вы пожили бы некоторое время среди его обитателей, то у вас сложилось впечатление, что они всегда знают, что сказать друг другу. Но понаблюдав, вы бы отметили интересную особенность: в разговоре они повторяют универсальные фразы, которые замечательно подходят в роли ответов, объясняющих то или иное событие.

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!