Сейчас на сайте
110
гостей
Город:
|
|
НОВОЕ НА САЙТЕ
Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты…
Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами!
С уважением, главный редактор Мария Афанасьева
Читать онлайн
Купить pdf (50 р.)
Автор:
Седов Евгений Александрович
Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...
Читать полностью >>
Все новые статьи >>
|
Автор: Есина Инна Николаевна
Профилактика суицида
ПРОФИЛАКТИКА
СУИЦИДА
Специалисты в области
психического здоровья и суицидологи (как психиатры, так и психологи) уже давно
бьют тревогу и пишут об острой необходимости разработки программ профилактики и последующего сопровождения(известно, что любая неудавшаяся попытка самоубийства сопряжена с
высоким риском повторных) суицидов в нашей стране.
Суицид (от
англ. suicide) – самоубийство – осознанный акт устранения из жизни под
воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь
как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
Под попыткой
суицида подразумевается в меньшей степени стремление к смерти, чем вызов
окружающему миру. Эта попытка заканчивается смертью или всерьёз задуманное
самоубийство не удаётся.
Типичным перед совершением суицидальной попытки является «Предсуицидальный синдром» - психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных
ситуациях.
Предсуицидальный
синдром характеризуется:
- пассивными
суицидальными мыслями
- суицидальными
замыслами (продумывание способов, времени, места)
- суицидальными
намерениями (присоединение к замыслу волевого компонента)
Суицидальное
поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или
патохарактерологических реакциях.
Виды суицида
При изучении суицидального поведения следует различать следующие
типы:
1. Демонстративный: разыгрывание
театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения
действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут. Все действия
предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание,
разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей
(например, наказаний за совершённые правонарушения или проступки), или,
наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или
чтобы доставить ему серьёзные неприятности. Место, где совершается
демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована.
Важно, что: демонстративные по замыслу действия вследствие
неосторожности, неправильного расчёта или иных случайностей могут обернуться
роковыми последствиями. Более того, после таких попыток обнаруживается определённая
склонность к повторению суицидных попыток и демонстраций! При демонстративном поведении
способы суицидального поведения
чаще всего проявляются в виде порезов вен,
отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
Поэтому оценка
поступка как демонстративного требует тщательного анализа всех обстоятельств
2. Аффективный: совершение
суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких
минут до часов и суток. Возможна и аффективная демонстрация при желании чтобы
смерть «произвела впечатление». При аффективном
суицидальном поведении чаще
прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и
сильнодействующими препаратами
3. Истинный: имеет
место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой. Поведение
строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению суицидента, была
эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали». При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Значение разного
рода проблем неодинаково в зависимости от типа суицидального поведения
подростков.
Официальная статистика
самоубийств значительно отличается от реальной (приблизительно в 4 раза),
поскольку в нее попадают только явные случаи. Никто ни фиксирует случаи
неудачных попыток самоубийства, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств.
Число законченных самоубийств
среди мужчин в среднем в 4 раза больше. С возрастом (65-85 лет) это соотношение
увеличивается до 6-9. С другой стороны - женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают
"щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти.
Россия уже давно занимает прочную высокую
позицию по показателям суицида - 39
человек на 100 000 населения
Самоубийство среди молодежи. За последнее десятилетие
число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. По мнению судебных
экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от
несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные
аварии, падение с высоты и т. д.) на самом деле являются суициды. Основными
причинами, приводящими к самоубийству, считаются конфликты с родителями и
сверстниками, страх перед будущим, одиночество. По абсолютному количеству
подростковых самоубийств Россия занимает первое место.
60% всех самоубийств
приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период
особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью
внутреннего состояния. Тусклые
краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими
днями весны возникает явный контраст. Как
писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень
суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.
Считается, что болезнью самоубийц является
депрессия — до 70% страдающих депрессией, обнаруживают
суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства. Можно
сказать, что проблема
самоубийств — это проблема депрессий, в частности.
ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
- 41% - неизвестны
- 19% - страх перед наказанием
- 18% – душевная болезнь
- 18% - домашние огорчения
- 6% - страсти
- 3% - денежные потери
- 1,4% - пресыщенность жизнью
- 1,2% - физические болезни
Российские психиатры составили среднестатистический потрет
самоубийцы:
Суицидальный риск для
различных профессий (оцениваемый
в баллах от 1 до 10) выглядит так: на первом месте музыкант (8,5 балла), далее
следуют медсестра (8,2); зубной врач (8,2); финансист (7,2); психиатр (7,2) и
т.д. Замыкают список библиотекарь (3,2) и продавец (2,1)
Семейное положение. По статистике, состоящие в
браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные.
Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера - они кончают с собой в
три раза чаще, чем семейные
Группы риска. Существует прямая зависимость между
суицидом и потерей социального статуса - то, что называют "комплексом
короля Лира". Так, высокий уровень самоубийств среди демобилизованных
офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров. Самые
высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, психически
больных, а также хронические алкоголики. Алкоголики совершают около трети всех
законченных самоубийств и четверть всех попыток всех самоубийств
Прощальные записки оставляют 44% самоубийц. Они
адресованы:
- «всем» - 20%,
- близким – 12%,
- начальникам – 8%,
- никому – 4%.
Алкоголь при жизни употребляло 60%
самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется
только в 8% случаев, наркотики – в 4%
Взаимоотношения
- Общались с широким кругом людей – 24%
- С несколькими людьми – 60%
- Были замкнуты и избегали общения – 16%
Общественные катаклизмы оказывают непосредственное
влияние на уровень самоубийств. Например, после возведения Берлинской стены
уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 (!!!) раз.
Экономические кризисы влияют не только на материальное, но и на психическое
состояние. В этой ситуации будущее кажется крайне неопределенным, а
самоубийство - единственным приемлемым решением.
Около 80% самоубийц предварительно дают знать о
своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть
завуалированы
У 6% покончивших с собой, один из родителей был
самоубийцей
12% после неудачной попытки суицида в течение двух
лет повторяют ее и достигают желаемого. 80% покончивших с собой, пытались
сделать это в прошлом по крайней мере однажды
В окружении каждого человека, покончившего с собой,
в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой
душевной травмой.
Прослеживается связь числа самоубийств с возрастом. Так повышение риска суицида среди мужчин в России прослеживается около 45 лет, далее спад, и с 65 лет риск снова повышается. Риск суицида у российских женщин идет по нарастающей с увеличением возраста, значительно повышаясь с 65 лет.
Если
суицидальное поведение ситуационно (психогенно) обусловлено, то в
основе интервенции лежит кризисная психотерапия.
Э. Шнейдман, директор Центра исследований и
профилактики суицидов в Лос–Анжелесе, выделил десять общих черт самоубийств,
знание которых необходимо для успешной психотерапии:
⇒ Общей целью для суицида является поиск решения.
⇒ Общей задачей суицида является прекращение сознания.
⇒ Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль.
⇒ Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические
потребности.
⇒ Общей суицидальной эмоцией является беспомощность — безнадежность.
⇒ Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
⇒ Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
⇒ Общим действием при суициде является бегство.
⇒ Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о
своем намерении.
⇒ Общей закономерностью является соответствие суицидального
поведения общему стилю поведения в течение жизни.
Внутренние
суицидальные проявления включают в себя:
- суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не
проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
- суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства,
выбор его средств и времени;
- суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой
компонент, человек настраивает себя на действие.
К
внешним формам суицидального поведения относятся:
- суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения,
направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
- завершённый суицид: действия заканчиваются гибелью
человека.
Признаки суицидального
риска
1.
Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств,
смерти, сны с сюжетом катастрофы, сны с гибелью людей или собственной гибелью,
повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла
жизни, письма или разговоры прощального характера.
2.
Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком
окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера,
склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и
чёрное.
3.
Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в
неблагополучной семье, плохие отношения с близкими в данный период, потеря
дорогого человека, общественное отвержение, тяжёлое заболевание и т. д.
4.
Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия,
стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощённость
физического или психического плана, необходимость и неумение преодолевать
трудности.
Поведение, указывающее на готовность к суициду.
- Тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на
подъём, однако, с проявлением суеты, спешки.
- Затяжные нарушения сна: преследуют страшные сны с
картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных,
- Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не
мотивированной агрессией.
- Депрессия, апатия, безмолвие: тяжёл на подъём, уходит от
обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение,
сонливость.
- Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя,
отчётливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой
бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.
- Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние
обстоятельства, способствующие суицидальному риску:
- Личностно –
семейные конфликты. Тяжёлый психологический климат в семье, алкоголизм в семье,
утраты. Неблагоприятное положение в семье: отвержение, назойливая опека,
жестокость. Критичность к любым проявлениям.
- Конфликты,
связанные с асоциальным поведением (страх, позор, наказание)
- Состояние
здоровья. Психические и соматические заболевания. Уродства. Инвалидность.
- Материально-бытовые
трудности (потеря денежных средств, невозможность отдать кредит)
- Отсутствие
у друзей, отвержение в референтной группе.
- Серия
неудач в работе, учёбе, общении, межличностных отношениях с друзьями,
родственниками, партнерами. Конфликты связанные с работой и учебой.
- Отсутствие опоры
на значимого человека (особенно у подростков)
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем
душевном состоянии может:
- Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь
покончить с собой»; «Я не
могу так дальше жить».
- Косвенно намекать о своем намерении: «Я
больше не буду ни для кого
проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне
волноваться».
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность
вопросами смерти.
Поведенческие признаки
- Раздавать
другим вещи, имеющие
большую личную значимость, окончательно приводить в
порядок дела, мириться с давними врагами.
-
Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало
или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым;
- в школьных привычках — пропускать занятия,
не выполнять домашние задания, избегать
общения с одноклассниками;
- Проявлять
раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и
друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот,
безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то
внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
- Проявлять признаки беспомощности,
безнадежности и отчаяния. Ситуационные признаки
Человек может решиться на
самоубийство, если:
•
Социально изолирован (не имеет друзей или
имеет только одного друга),
чувствует себя отверженным.
•
Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в
отношениях
с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная
проблема);
• Ощущает
себя жертвой насилия
- физического сексуального или
эмоционального.
•
Предпринимал раньше попытки суицида.
•
Имеет склонность к самоубийству вследствие
того, что оно совершалось кое-
то из друзей, знакомых или членов семьи.
•
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из
близких, развод родителей).
• Слишком критично настроен по отношению к себе.
• Дети
- суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто
дети проживают в интернатах или с
приемными родителями
Терапевтическая тактика определяется,
прежде всего, психическим состоянием клиента. Если в основе суицида лежат психотические
(психопатологические) механизмы, то терапевтические мероприятия
направлены на патогенетическое лечение основного заболевания.
Кризисная
психотерапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах (Г.В.
Старшенбаум, 1987).
Основными задачами кризисной терапии являются:
1. Кризисная поддержка, включающая:
• установление терапевтического контакта
• раскрытие суицидоопасных переживаний
• мобилизацию психологических механизмов защиты
• заключение терапевтического договора.
2. Кризисное вмешательство, включающее:
• рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы
• выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения
кризиса
• коррекцию неадаптивных установок
• активизация терапевтической установки
3. Расширение адаптивных возможностей
• тренинг неопробованных способов адаптации
• выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных
установок
Профилактика суицидов не ограничивается
вышеперечисленными методами. Они являются лишь малой частью большой программы
профилактики суицидов. Для ее реализации необходимо привлечение психологов,
социальных работников, общественных и государственных организаций и социальных
служб, волонтеров, и создание групп самопомощи (по типу “Анонимных суицидентов”
в других странах), а также активное участие средств массовой информации.
Деятельность по профилактике суицида должна быть
сфокусирована на следующих направлениях:
• круглосуточная неотложная телефонная помощь;
• образовательные программы для населения, направленные на знание признаков
кризисного состояния и возможного суицида у себя и близких;
• образовательные программы для медицинских работников, направленные на знания
признаков суицидоопасных состояний (скрытые депрессии, посттравматическое
стрессовое расстройство, наркологические заболевания);
• активное выявление и наблюдение за лицами из группы суицидального риска
(особенно за совершившими суицидальные попытки, прямо или косвенно угрожающими
совершить суицид);
• психологическое консультирование населения (возможно анонимное);
• кризисные центры, в которых будут осуществляться психотерапевтические и
реабилитационные программы;
• поддерживающая терапия, для прошедших реабилитацию;
•
преемственность между различными специалистами, работающими с данной проблемой
• создание групп само– и взаимопомощи;
• снятие табу с темы смерти.
В последнее время растёт число детей и подростков, склонных к
совершению суицидов. Помочь им можно, только хорошо понимая причины, приводящие
к пренебрежению жизнью.
Особенности подросткового суицидального поведения
Депрессивные состояния у
подростков имеют свою специфику: они нередко плохо осознаются самими детьми
именно как сниженное настроение и могут выражаться в нарастании агрессивного
поведения, упрямства, оппозиционного поведения, ухода в себя. Рост числа
подростковых суицидов наблюдается в последние десятилетия во многих странах,
что вызывает естественную озабоченность общественности и специалистов, приводит
к разворачиванию исследований и профилактических программ.
Сам по себе подростковый
возраст означает переход человека на новый уровень. Одной из важнейших
причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и
самоидентификации. Большинство детей переживают этот возраст бурно, но
нормально. Беспокойство должны вызывать те подростки, особенно
мальчики, у которых переходный возраст проходит слишком гладко, как будто его
нет, а так же дети из семей, где нарушен нормальный контакт
с родителями.
Часто спусковым крючком для подросткового
суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или
фильмов, близких друзей или любимых. В этих случаях подростки пытаются
«срисовать» образ «героя», который по их представлениям может помочь им
преодолеть узловые этапы индивидуальной эволюции. Привыкнув к опеке со стороны
взрослых, подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную,
но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не
разрешат им довести суицид до конца.
Суицид в 18-25
лет обычно связан с отдалёнными отголосками не пройденного переходного
возраста, «переношенные дети, задыхающиеся в материнской утробе». Жизнь требует
от них зрелости, соответствующей биологическому возрасту, а подсознание
безмолвствует, не говорит, как это можно реализовать наилучшим образом.
Психологический
смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к
своему страданию. Настоящего желания нет, представления о смерти крайне
неотчётливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного
сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится
средством наказать обидчиков.
Группы детей, склонных к суициду
1. Отличники, т.к. к ним все
предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным
«стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное
привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в
социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
2. Дети, которые резко
снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение
и возмущение родителей и учителей.
3. Дети, к которым
окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных
причин не могут выполнить.
4. Дети с повышенной
тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми
травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были
случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.
5. Дети из неблагополучных
семей, испытывающих насилие
Многофакторная
психосоциальная модель факторов риска суицида (А.Б. Холмогорова, Н.Г.
Гаранян, 1998), включает четыре блока факторов возникновения и течения
этих расстройств:
1) макросоциальные
2) семейные
3) личностные
4) интерперсональные.
Среди макросоциальных
факторов в отношении подростков важно отметить две противоположные тенденции:
с
одной стороны – это рост
числа социально неблагополучных семей, где дети нередко подвергаются
жестокому обращению и часто находятся в состоянии эмоциональной и школьной
дезадаптации; с другой стороны в Москве и в России в целом – отмечается рост числа гимназий,
где имеют место повышенные учебные нагрузки и культивируется атмосфера
критической важности достижений успеха.
Обе тенденции приводят к
росту числа детей с выраженной эмоциональной дезадаптацией и повышенным
суицидальным риском, однако механизмы этих состояний и необходимые меры по их
профилактики и коррекции различны
С целью выявления различных
групп риска было проведено исследование в различных учебных заведениях
г. Москвы на основе Опросника детской депрессии М. Ковак, который
используется для выявления групп риска среди детей и подростков
Группа
высокого риска с выраженными симптомами депрессии оказалось самой большой среди
гимназистов (более 20%), на втором месте – дети из детских домов (около 20%),
группа риска среди детей из общеобразовательных школ составила около 10%.
Отдельного рассмотрения требует
такой макросоциальный фактор как интернет-ресурсы, в которых
происходит интенсивное общение подростков и молодых людей на тему самоубийства
Анализ русскоязычных сайтов
(выполненный студенткой А.Ю. Симоновой (2012)), позволил разделить все
сайты, посвященные теме самоубийства на четыре
категории. Приведем их
краткую характеристику.
• Провокационно-соблазняющий – на сайтах этого типа подробно
описаны возможные варианты ухода из жизни, при этом нет правил,
предостерегающих от последствий. На сайтах не оказывается поддержка
пользователям с суицидальными мыслями.
• Информационный – на сайтах этого типа выложены статьи
о суициде, подробных описаний вариантов ухода из жизни нет. Никакой поддержки
нет, зачастую на данных сайтах нет даже форума.
• Предостерегающе-поддерживающий – на данных сайтах активно ведётся
антисуицидальная политика. Пользователям оказывается поддержка, все
провокационные сообщения удаляются. Правила чётко прописаны. В группу
администраторов входят психологи.
• Противоречиво-информационный – данные сайты информируют о всех
возможных способах суицида, при этом оказывают некоторую поддержку.
Неоднозначность данных сайтов в том, что они подают информацию в своеобразном
виде – в некоторой степени провокационно.
На большинстве сайтов есть
правила, запрещающие участие подростков моложе 18 лет. Но реально эти правила
не соблюдаются и на сайтах находится довольно большое количество подростков.
Подростки в возрасте с 13-18
лет составляют 27% посетителей сайтов. Более 60% посетителей – это подростки и
молодежь от 16 до 22 лет.
Основные мотивы суицидального поведения у подростков:
1. суицидальная
попытка как способ попросить помощи (получить внимание,
любовь);
2. переживание
обиды, одиночества, непонимания;
3. любовные
неудачи, неразделенные чувства или ревность;
4. чувство
мести, злобы, протеста;
5. подражание
героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
6. страх
наказания;
7. избегание
трудных ситуаций;
На основании приведенных
данных можно сделать выводы относительно принципов разработки программ профилактики
суицидального поведения у подростков:
• Программы
профилактики суицидального поведения у подростков должны быть адресными,
учитывающими факторы этого поведения в различных группах риска.
• Программы
профилактики должны строится на основе системного подхода к проблеме
суицидального поведения и быть направлены на нормализацию социальной ситуации
развития подростков.
• Требуются
дальнейшие исследования для построения научно обоснованных программ
профилактики суицидального поведения у российских подростков.
• Необходимо
апробация мер профилактики с отслеживанием динамики уровня эмоционального
благополучия детей в лонгитюдных исследованиях.
Очень важно, чтобы
профилактическая работа носила системный характер и была
направлена на нормализацию социальной ситуации развития ребенка. Для этого она
должна проводиться не только с детьми, но и с родителями, учителями, с
воспитателями, администрацией и касаться распределения его нагрузки и занятий.
В
целом, работа психолога по профилактике суицидального поведения может
осуществляться в следующих направлениях:
– снятие
психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;
– уменьшение
эмоциональной зависимости и ригидности;
– формирование
компенсаторных механизмов поведения;
– формирование
адекватного отношения к жизни и смерти.
Известно, что
всякая агрессия – внутренняя или внешняя – является признаком кризиса.
Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей
и подростков, уметь выявлять их и оказывать своевременную помощь.
В. Г. Балакирев
и Л. Додсон разработали эффективную методику психологической помощи
детям и подросткам в кризисных ситуациях. Она состоит из констатирующей и
психокоррекционной частей.
Констатирующая включает
три встречи-сессии с группами.
Темы сессий: «Типы
кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний в кризисных
ситуациях», «Способы преодоления кризисных ситуаций»…
Встречи
проводятся по одному сценарию:
1) групповое
обсуждение предложенной психологом темы;
2) выполнение
индивидуальных творческих заданий;
3) обмен
впечатлениями или обсуждение в группе.
При анамнезе
материала констатирующей части выявлены следующие причины кризисных ситуаций у
подростков 12 лет: наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на
отношения с родителями – 30 %, связано с темой животных (их потеря, смерть, желание приобрести) – 30
%, учителем – 15 %.
Коррекционная
часть представляет
собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов
психосинтеза и психодрамы.
Работая с подростками в кризисных ситуациях,
психолог может применять различные техники: ментального переживания;
внутреннего диалога; самоосвобождения и др. (П. Теппервайн) или кризисной
интервенции (Е. Миндельман, Э. Эриксон), которая может проводиться в форме кризисной
психотерапии, кризисного консультирования или «телефона доверия».
Как заметить надвигающийся
суицид:
Внешний вид и поведение:
• Тоскливое выражение лица
(скорбная мимика)
• Гипомимия
• Амимия
поведение
• Тихий монотонный голос
• Замедленная речь
• Краткость ответов
• Отсутствие ответов
• Ускоренная экспрессивная
речь
• Патетические интонации
• Причитания
• Склонность к нытью
• Общая двигательная
заторможенность
• Бездеятельность, адинамия
• Двигательное возбуждение
Эмоциональные нарушения
• Скука
• Грусть
• Уныние
• Угнетенность
• Мрачная угрюмость
• Злобность
• Раздражительность
• Ворчливость
• Брюзжание
• Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
• Чувство ненависти к благополучию окружающих
• Чувство физического недовольства
• Безразличное отношение к себе, окружающим
• Чувство бесчувствия
• Тревога беспредметная (немотивированная)
• Тревога предметная (мотивированная)
• Ожидание
непоправимой беды
• Страх немотивированный
• Страх мотивированный
• Тоска как постоянный фон настроения
• Чувство отчаяния, безысходности
• Углубление мрачного настроения при
радостных событиях вокруг
Оценка
собственной
жизни
• Пессимистическая оценка своего прошлого
•
Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
• Пессимистическая оценка
своего нынешнего состояния
•
Отсутствие перспектив в будущем
Взаимодействие с окружающими
•
Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
• Стремление к контакту
с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
•
Склонность к нытью, капризность
• Эгоцентрическая
направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения
• Слезливость
•
Расширение зрачков
• Сухость во рту
("симптомы сухого языка")
• Тахикардия
•
Повышенное АД
•
Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
•
Ощущение комка в горле
•
Головные боли
• Бессонница
•
Повышенная сонливость
•
Нарушение ритма сна , отсутствие чувства сна
• Чувство физической тяжести,
душевной боли в груди
• То же в других частях
тела (голове,
животе)
•
Запоры
• Снижение веса тела
•
Повышение веса тела
•
Снижение аппетита
• Пища ощущается
безвкусной
• Снижение либидо
• Нарушение менструального цикла (задержка)
Динамика состояния в течение
суток
•
Улучшение состояния к вечеру
•
Ухудшение состояния к вечеру
Важной
составляющей профилактики суицида является своевременная психодиагностика.
В диагностике суицидального поведения можно применять
комплекс методик:
- Тест
«Дерево» (определение суицидального риска депрессии) – Старшенбаум Г. В.
- Методика
диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и М. Фергюсона
- Опросник Г.
Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (адаптированный М. В.
Горской)
- Опросник
удовлетворенности общением и своим положением в обществе.
- Метод
незаконченных предложений
Литература и источники:
1. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. М. 1988
2. Бирюшев
P.P. Некоторые аспекты
исследования агрессивного и
делинквентного
поведения подростков. Алматы, Менеджмент в образовании.
1997, №3
3. Бердяев Н. О самоубийстве. - М., 1992.
4. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998
5. Райе Ф Психология подросткового и юношеского
возраста. — М., 2000.
6. Холмогорова А.Б., Воликова
С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на
основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра.
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.
2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
7. Шатохина С. А. , Профилактика суицида
8. Юрьева Л.Н., Кризисные
состояния
Темы:
|
Просмотров (10473)
|
|
|
|
Комментарии к статье отсутствуют.
Если вы хотите задать специалисту свой вопрос или опубликовать у нас свою статью, пишите нам на
info@pj3.ru
Автор:
Мелькин Антон Александрович
Я живу с отцом и матерью, у нас квартира зарегистрирована на троих в равных долях. Около года назад мать стала ходить в христианскую секту (у нас в городе она действует около пяти лет в общей сложности, что интересно, под разными названиями, я выяснял этот вопрос!).
Читать полностью >>
|
Автор:
Бибнева Марина Николаевна
В этой статье мы продолжим разговор об участии психики в формировании соматических заболеваний. Мы уже говорили о том, что болезнь представляет собой одну из возможных реакций, которые предоставлены человеку в безвыходном, на его взгляд, положении.
Читать полностью >>
|
|
рекомендует:
Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье?
Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому?
Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной
книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»
Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно,
не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную
жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету,
это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует
«прямо здесь, прямо сейчас».
Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя
Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен
Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности
опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии.
Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза
под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.
Далее >>
Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.
Далее >>
Возникли вопросы?
Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!
|