НАВЕРХ


Сейчас на сайте 117 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Наиболее частое заблуждение молодых родителей заключается в способах наказания своего ребёнка. Из поколения в поколение передается в основном один способ – побить ребёнка или прикрикнуть. Но к чему приводят такие меры «воспитания» через много лет?

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Создана Ирина Васильевна

Рубрика: Тотем: Психологический аспект


Грифон: гордый, храбрый и свободолюбивый.


     «Тотемизм» (на языке северо-американских индейцев оджибве «от-отем» – «его род») - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Среди психологических концепций тотемизма наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в 1913г. в книге «Тотем и табу».  Зигмунд Фрейд предложил понимание тотемизма как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические ограничения, с которых началось строительство культуры.
     Археологические раскопки подтверждают тот факт, что с древнейших времен люди, объединенные в группы, создавали себе символику. Это позволяло четко идентифицировать такие группы. И в современном мире оригинальная символика активно используется в самых различных сферах деятельности – торговле, производстве, оказании различных услуг, в спорте, у религиозных и общественных организаций.
     Особое значение имеют государственные символы, т.к.  помимо протокольных и иных вопросов могут способствовать сплочению народа страны и осознания им своего единства. Грифон, это древнейший объединительный и сакральный символ для славянских, тюркских, угорских и иных народов, проживающих на огромной территории от Европы до Тихого океана на территории Скифии (Великой Тартарии, Российской Империи). И сегодняшний выпуск я хочу посвятить этому древнему славянскому символу. Описание грифона встречается в исторических, географических, естественнонаучных и зоологических трактатах. Есть несколько гипотез истории происхождения этого слова: от древне-еврейского языка - «крылатый ангел», от греческого - «крючконосый», от ассирийского - «фантастическое крылатое существо».
     Впервые грифон упоминается в VI в. до н.э. греческим писателем и путешественником Аристеем Проконесским как «страж золота» на севере в Скифии. Скифы никогда не имели письменности, поэтому ранние упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году, советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре 25 веков назад, даже при отсутствии письменности. Российским ученым, изучая тексты древних рукописей, удалось определить, что Аристей – служитель бога Аполлона, решив однажды посетить страну блаженных гипербореев, дошел до местности, занимаемой нынче Екатеринбургом, Верхней Пышмой, Среднеуральском. Он хорошо знал, что страна счастливых людей гиперборейцев находится где-то далеко на севере. Испытав невероятные трудности, Аристей с караваном купцов прошел от берегов Черного и Азовского морей до верховий реки Исеть. Тогда в этих местах на берегах Исети проживали местные жители исседоны. Здесь караван, с которым следовал Аристей, сделал свою последнюю остановку. Дальнейшему продвижению каравана мешали какие-то белые перья, вероятно, это был сильный снегопад. О более северных краях Аристей узнал со слов исседонов. Они рассказали Аристею следующее: «Севернее в стране аримаспов, где-то по направлению к Рипеям (Уральским горам), находятся золотые рудники. Золото здесь выкапывают из земли, сооружая себе гнезда, свирепые грифоны - звери, похожие на львов, но с крыльями и клювом орла». Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в своей поэме, получившей широкую популярность. Это было первое упоминание грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов.
     Интересно отметить, что повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения: рассказы о них напоминают, скорее, описание животных из далёких земель, а не мифических созданий, обладающих магической силой:
 …« Я слыхал, что грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое. Согласно Ктесию, шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла, как изображают художники. Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов. Жители Бактрии говорят, что грифоны охраняют золотые шахты, используя золото для своих гнёзд. Тем не менее, есть возражения, что золото охраняется преднамеренно. Грифоны не позволяют приближаться к своим гнёздам, оберегая молодняк». (Элиан, «О животных»);
 …«огромностью и мощью грифоны подобны львам, а даже нападают на последних, ибо имеют преимущество в крыльях; превосходят они силою также слонов и драконов». (Флавий Филострат, «Жизнеописания Аполлония Тианского»).
 …«Грифы, так называются оттого, что это животные как бы пернатые и четвероногие. Это род диких животных, обитающих в Гиперборейских горах, всем туловищем — львам, а крыльями и ликом они подобны орлам и крайне враждебны к лошадям. Они могут означать яростных гонителей и надменных гордецов, которые враждебны людям, следующим простоте христианской и живущих разумно». (Рабан Мавр, «О вселенной»)
 …«в азиатской Скифии земли богатые, однако, необитаемые. Ибо хотя они изобилуют золотом и драгоценными камнями, всем владеют грифы, наияростнейшие птицы, за пределами всякого бешенства свирепствующие; они силой преграждают путь, из-за чего доступ к драгоценному металлу труден, так как тех разрывают на части, кого увидят, словно бы рождённые к покаранию страсти к лёгкой наживе». (Солин, «Собрание достопримечательностей»)
     О грифонах, как реально существующих животных, упоминал в своей «Естественной истории» римский писатель и ученый Плиний Старший. Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., писал о постоянной войне крылатых чудовищ с аримаспами (одноглазыми людьми). Английский писатель Джон Мендевиль писал: «Бактрийцы, проживающие в Средней Азии, страшно бояться грифонов; считается, что эти птицы были способны унести в огромных когтях лошадь вместе с всадником или пару волов. Добычу грифоны приносят в гнездо для прокорма своих птенцов. Иногда людям удается убить грифона».  Автор утверждал, что видел луки, изготовленные из ребер этого существа.
    Древнегреческий историк Геродот  писал о том, что во главе "царских скифов" - элитарной части скифского общества - стояла некая загадочная Владычица Скифов. Из античных мифов можно сделать вывод о ее связи с упомянутым племенем "стерегущих золото грифов". Историческое подтверждение этому древнему высказыванию Геродота появилось в 1993 году, когда на Алтае, на плоскогорье Укок, археологами было вскрыто уникальное захоронение скифской эпохи, отстоящей от нас на два с половиной тысячелетия. В захоронении обнаружили мумию молодой, стройной, высокой женщины с европейской внешностью. На ее левом плече и руках была татуировка - алтайский грифон - символ принадлежности к элите пазырыкского общества. Характерной особенностью захоронений алтайских скифов является присутствие почти во всех могилах в большом количестве изображений ушастых грифонов. Это фантастическое существо изображено на одежде, оружии, конской упряжи, сосудах, украшениях. 
    Наиболее широко известная в мире теория о происхождении грифонов принадлежит американскому фольклористу и криптозоологу Эдриен Мэйор.  Начиная рассматривать историю грифонов в литературных памятниках, Э.Мейор уделила внимание восьми античным авторам, которые сообщали о грифонах: Аристею, Эсхилу, Геродоту, Ктесию, Плинию Старшему, Флавию Филострату, Павсанию и Элиану. Это достаточно широкая и представительная подборка. В 2000 году, она опубликовала книгу "Первые охотники за ископаемыми останками: палеонтология в греко-римское время", первая глава которой полностью посвящена теории о происхождении образа грифона.
     Один из крупнейших ученых конца VI – начала VII веков епископ Севильи Исидор упоминал в своих трудах грифона и называл его реальным, но вымершим существом.
     Хочу обратить ваше внимание на интересный факт: в латиноязычной традиции, когда заходила речь о грифонах, как о существах, живущих где-то на окраине мира, грифоны практически никогда не упоминались в единственном числе и авторы обозначали их как gens (лат.: народ, племя, вид), которое было более употребительно по отношению к сообществам людей, чем животных. Именно Геродот под грифонами подразумевал не чудовищ, а сообщества людей. Возможно, именно это словоупотребление и повлияло на отождествление грифонов, с неким живущем на севере народом. В средневековых сочинениях и на картах XII-XIII вв.  можно встретить выражение «негодный народ грифов».
     Уже более 400 лет учёные-гуманисты, историки, фольклористы, филологи, археологи и зоологи упражняются в попытках объяснения происхождения образа грифонов, а он так и остаётся во многом загадочным как по происхождению, так и по своим функциям. За столетия было выдвинуто немало догадок и гипотез о формировании этого образа: его объявляли полностью выдуманным, выводили от птиц, от вымерших видов животных (протоцераптоса), от тапиров, искали его корни в ассирийской, скифской, египетской культурах. Его образ, кажется, всегда был популярным в культуре Европы, начиная со своего появления там. Об этом свидетельствуют тысячи античных изображений грифона, широчайшее применение его в фамильных и городских гербах средневековой Европы. В литературе Нового Времени этот образ, начиная с реминисценций легенды о грифонах и аримаспах у Мильтона и Гёте и заканчивая литературой фэнтези, прожил богатой и полновесной жизнью.
    Многочисленные изображения грифонов находят на предметах, обнаруженных археологами, относящихся ко времени, начиная со второго тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке и по берегам Средиземного моря. Их можно встретить в русском прикладном искусстве XI - XIII вв. и в архитектурном декоре. Самый древний пример использования скифами изображения грифонов, Келермесское зеркало, датируемое 70-ми годами VI в. до н.э. Изображения грифона есть и на царском ковчеге 1486 года, и на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636 г.). В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо. В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте. В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах. Княгини и боярыни средневековой Руси носили короны с грифонами, колты с грифонами, а простые горожанки привешивали в какие-то праздники привески с грифонами.
    Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья.
     Изображения грифонов и сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример, это Дмитриевский собор XII века во Владимире. Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов. Есть грифоны и на церкви Покрова-на-Нерли, а также на воротах храма в Суздале. И в Грузии в Мцхете на церкви есть барельеф с грифом.
     Но грифон изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII-XVII веках. Мы можем найти изображения грифонов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век) и на великом знамени Ивана IV Грозного 1560 года. Следует обратить внимание, что на  знаменах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений (житейских) - на знаменах не допускалось. После Ивана IV на царских знаменах грифона найти не удается, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Например, на налучии царского саадака. К слову сказать, по налучию можно увидеть, что “ездец” на коне не противопоставляется грифону, колет он себе змия на одном конце налучия, а грифон стоит на другом конце и Державу Российского Царства держит.
     Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для царей Ивана и Петра Алексеевичей. Изображения грифона на обширной территории России использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (Крымское ханство) – по всей видимости, до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Таким образом, непрерывный период жизни этого символа на громадной территории Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше двух тысяч двухсот пятидесяти лет.
     В официальной и бытовой символике Московии грифон постепенно вытеснялся из обихода, особенно с приходом к власти династии Романовых, а в Российской Империи с началом царствования Петра I фактически был предан забвению. Появился он вновь уже заимствованным в западноевропейском виде на гербе Романовых, который был утвержден 8 декабря 1856 года.
     Грифон используется в эмблематике Северного Причерноморья с древних времён — в частности, он был эмблемой древних греческих городов-колоний Херсонеса и Пантикапея. В настоящее время на современных гербах Республики Алтай, городов Верхняя Пышма Свердловской области, Мантурово Костромской области, Саянск Иркутской области и ряда других используется грифон. Также, его изображения встречаются в геральдике городов других государств Европы: на гербах Мекленбурга, Латвии, Поморского воеводства Польши и т.п.
     24 сентября 1992 года был утвержден герб Крыма (Государственный герб республики Крым). Он представляет собой в червлёном варяжском щите обращённого влево серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружён двумя белыми колоннами, соединёнными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». Червлёный цвет щита напоминает о героической и драматичной судьбе жителей полуострова, а форма щита («варяжская») символизирует древний путь «из варяг в греки». Жемчужина подчёркивает уникальность Крыма. Колонны напоминают о древних цивилизациях на его территории. Солнце символизирует возрождение и расцвет
    Если говорить о символическом значении грифона, в средние века он символизировал объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Зверино-птичья сущность самого образа грифона свидетельствует о его обобщающем характере, о слиянии идеи неба с идеей земной природы и прежде всего её растительного мира. Грифон рассматривался русскими людьми эпохи Игоря и Святослава как повелитель природы, исполнитель воли высшей незримой силы.
     Обычно грифоны описывались как свирепые и опасные существа, однако только для тех, кто вторгается в их сферу обитания. В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который «шагает по трепещущим телам своих врагов». В поздний период грифон считался "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.
    В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Они полагали, что грифоны являются вестниками богов и способны защищать народы от грядущих бед. Нрав грифонов тоже был различен (в зависимости от конкретной культуры и мифологии). В целом, грифон представлял собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства.
     Все символические характеристики грифона и его тотемические качества можно отнести как к целому объединению людей, так и к отдельной личности.  

"В мире всякое творенье — книга и изображенье, будто зеркало для нас". мистик XII в. Алан Лилльский





Просмотров (2009)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Захарова Людмила Михайловна

Мы с мужем развелись полтора года назад, но я до сих пор его люблю, никак не могу выбросить его из головы. Это я была инициатором разрыва – не могу себе этого простить и не понимаю, как могла быть такой дурой.

Читать полностью >>

Автор: Шреер Евгения Владимировна

Можно ли купить прощение, за доставленную боль близкому человеку? Можно ли выиграть счастье? А заслужить любовь?

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!