НАВЕРХ


Сейчас на сайте 121 гость

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Наиболее частое заблуждение молодых родителей заключается в способах наказания своего ребёнка. Из поколения в поколение передается в основном один способ – побить ребёнка или прикрикнуть. Но к чему приводят такие меры «воспитания» через много лет?

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Павлова Гюльнара Ревовна

Родители подростков. Время перемен.


     В прошлых заметках я говорила об особенностях подросткового возраста, о природе агрессивности подросших детей и ответной реакции родителей. Подросток-член семьи, семейной системы. Изменения и кризис подросткового возраста влияет на всю систему семьи. Нарушается многолетнее равновесие, в котором подросток был ещё ребёнком. Изменения в нём требуют нового равновесия в семье, других отношений, в том числе с родителями.

     Исследования Питера Блоса, Жанны Маганьи, Профиси и Вальтера Коулз, Бернара Голса и многих других психоаналитиков, работавших с подростками, показывают, что различные стадии развития ребёнка, в том числе и пубертат, вызывают в психике родителей сходные реакции, содержание и эмоциональное окрашивание которых характерны для истории развития самих родителей. И их собственные « превратности развития влечений и Эго отражаются в их взаимодействии с ребёнком» (П.Блос), особенно в пубертатный период.

     Бессознательные фантазии родителей (например, о перерождении, бессмертии) вмешиваются в отношения с подростком. Иногда фантазии родителей конкурируют и таким образом могут сдерживать друг друга от реального воплощения. В то же время и агрессия подростка выступает в качестве защиты от внедрения «чужого». Этой защите способствует и освобождение от «розовых очков» (идеализированности родителей) и критическое восприятие их реальных.

     Регрессия в подростковом возрасте способствует и регрессии у родителей. По словам П.Блоса (1967), родитель «ловится в ловушку соответственных регрессивных состояний». В поведении это проявляется по-разному. Например, мама начинает соперничать как подросток со своей повзрослевшей дочерью, конфликтует и, пользуясь своим превосходством, разбивает красивое личико своего ребёнка или опускается до обзывания (обесценивания) её фигуры, наказывает за проявление сексуальности и женственности, игнорирует половое созревание девочки или, наоборот, стимулирует к сексуальной активности. Часто родители не выдерживают (избегают) проявлений чувств и эмоций подростков. Для них это становится невыносимым переживанием и источником стресса. Когда-то сформированные их психикой защиты детского и подросткового периода не справляются со своей задачей или терпят крах, и собственные прошлые проблемы активизируются.

     Важной задачей подросткового периода становится сепарация от родителей. И родители в зависимости от собственного подросткового опыта могут этому содействовать или препятствовать. Родитель, в своё время боявшийся взросления, а ныне боящийся старости, может препятствовать отделению ребёнка и способствовать замораживанию его в детском состоянии на более длительное время (иногда навсегда), решая собственную задачу продления молодости. И сам ребёнок часто этому способствует, потому что ему необходимы большие силы для сепарации и отделения от инфантильной любви и ненависти, принятия своей отдельности и взрослости. Ведь внешняя забота и опека, отсутствие ответственности привычны и менее энергозатратны. Блос говорит, что это положение оказывается «одной из точек фиксации влечений и задержки дифференциации Эго. И то и другое нацелено на пределы вторичной автономии Эго, так как функции Эго никогда не будут достаточно отделены от инстинктивных стремлений».

     Тупики в развитии подростка образуются, если инфантильные стремления ребёнка совпадают с соответствующими стремлениями родителей. Например, в семье где только бабушка и мама (реальная история) паренёк может остаться надолго инфантильным маменькиным сынком. Для этого со стороны бабушки и мамы в ход пускаются гиперопека и инвалидизация. Мать с помощью сына решает собственную нужду в слитых диадных отношениях. Так воспроизводится проблема, которую когда-то не смогла решить мать мальчика со своей матерью. Сын может быть средством – подтверждением её нужности и признания и преодолением своей негодности, плохости со своей матерью, иллюзией восполнения своей нарциссической обделённости.

     В пубертатном возрасте как никогда важна роль отца. Именно в предподростковом периоде эмоциональная доступность отца, его поддержка помогает ребёнку придти к «компромиссу с регрессивной тягой к архаической матери». Часто в этот период мать ожидает от сына компенсации недостатков его отца (своего мужа), транслирует послание: не будь как твой отец, а то не получишь мою любовь. И это опасность, очередной тупик для взрослеющего ребёнка. По словам Блоса, происходит идентификация мальчика с матерью, что начинает сильно тревожить мать, поскольку она чувствует гомосексуальные склонности сына и пытается это пресекать гневными реакциями. В ответ получает непонимание и агрессию подростка. Авторитет отца ребёнка, поддержка его матерью трудно переоценить для нормального развития.

     Это только некоторые примеры отклонений (тупиков) в подростковом развитии. Ведь подросший ребёнок не в силах отделить себя от инфантильных связей с объектами, если родители в отношениях с ребёнком сами либо удовлетворяют свои инфантильные потребности и игнорируют изменения в подросшем ребёнке, либо родитель «делается индентификационным партнёром своему ребёнку подросткового периода» (П.Блос).

     В норме сепарация подростка от инфантильных объектов идёт успешно , если и изменения в родителях достаточны. Пубертат ребёнка даёт родителям возможность (шанс) изменить собственную жизнь и больше своей энергии обратить на себя и на свои интересы. «Родительское удовлетворение, раньше получаемое из зависимости ребёнка, должно найти другие и новые цели». Родителям необходимо выдерживать эмоциональную дистанцию от своих повзрослевших детей.

     Латентный период развития ребёнка должен его подготовить к активному (возможно и агрессивному) сопротивлению заражению родительской регрессией и принятию на себя родительских проекций и фантазмов. Это предпосылка для следования по пути прогрессивного развития человека.

     Любое выходящее за рамки переносимого (девиантное) поведение подростка можно рассматривать как проблему семейной системы. И важно найти истинные причины страхов , агрессии, склонности к насилию и психопатологии в этой системе, которые выражаются в поведении подросшего ребёнка. Возможно для коррекции нужна будет работа психолога не только с подростком, но и с его родителями







Просмотров (545)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Если вы хотите задать специалисту свой вопрос или опубликовать у нас свою статью, пишите нам на info@pj3.ru

Автор: Павлова Гюльнара Ревовна

Читать полностью >>

Автор: Басов Дмитрий Игоревич

Что такое чувство обиды? Откуда оно берется? Связанна ли обида с несправедливостью? Сем опасна обида? Как обида влияет на нашу жизнь? Чем может помочь психолог при чувстве обиды? В этой статье Вы сможете найти ответы на эти другие вопросы!

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!