НАВЕРХ


Сейчас на сайте 18 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Читать полностью >>

Автор: Балыкин Александр Иванович

Наиболее частое заблуждение молодых родителей заключается в способах наказания своего ребёнка. Из поколения в поколение передается в основном один способ – побить ребёнка или прикрикнуть. Но к чему приводят такие меры «воспитания» через много лет?

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Карамян Карина Рубеновна

"Я - первоклассник!" или коротко о кризисе 7-ми лет.


  Взросление ребенка - процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром "устаревают" и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным - не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить…
   Критические периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время (например, несколько месяцев), но за это время происходят фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в такие периоды носит стремительный, "революционный" характер, меняя ребенка полностью в короткий срок.
   Естественно, состояние самого ребенка в эти периоды весьма нестабильно. Попробуйте себе вообразить что ваш доселе используемый способ существования себя изжил, и нужно: делать то, чего вы не делали до этого, сталкиваться с тем, о чем и представить себе не могли раньше… Более того - как раньше попросту больше нельзя! Вы же "уже взрослый"!.. Не удивительно, что о детях, находящихся в ситуации кризиса, многие родители говорят: "он сам не свой", "на него что-то нашло", "раньше мы с таким не сталкивались", "он стал очень капризным"…
   Уважаемые родители, мы спешим вас успокоить - все хорошо! То, что это происходит с вашим ребенком, говорит о том, что он движется вперед или, другими словами, взрослеет! Безусловно, ребенок развивается и в стабильные периоды, но тогда взросление происходит медленно и очень плавно, в то время как в период кризиса ребенок как бы перешагивает на новый уровень, меняется полностью.
   Психологи выделяют кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет и кризис подросткового возраста как самые сложные. Из-за существенных изменений, происходящих во внутренней и внешней жизни ребенка в эти периоды, они наиболее трудоемки для самого ребенка, а потому, наиболее ярко протекают и для его окружающих. В этой статье мы остановимся на кризисе 7-ми лет и попробуем разобраться, что именно происходит с ребенком в этот период.
   Кризис 7-ми лет связан, в первую очередь, с важнейшим событием в жизни ребенка - его вступлением в новую социальную ситуацию, название которой школа. Ребенок впервые в жизни получает значимый социальный статус "ученик" - статус, который будет определять его положение обществе на протяжении долгих десяти лет. Он впервые оказывается в ситуации, когда самостоятельно выстраиваются отношения с учителями и одноклассниками, когда надо самостоятельно выполнять домашние задания, заслуживая какие-то отметки, когда самые близкие люди то и дело повторяют ему "ты уже взрослый"…
   Все это, безусловно, влияет на происходящие значимые изменения в личности ребенка. В первую очередь речь идет об утрате детской непосредственности (между переживанием ребенка и непосредственным поступком вклинивается "интеллектуальный момент"), из-за чего в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, искусственное… Ребенок будто строит из себя шута, и это - его первый, еще не совсем умелый, способ соответствовать доселе далекому и чужому миру взрослых, в который сегодня он стал вхож. Ребенок начинает различать мир собственных внутренних переживаний и отличать его от мира внешнего, начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой"… Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
   Точно также, как в 3 года ребенок начинает осознавать, что помимо него самого существует окружающий мир, от него отличный, семилетка открывает факт своих переживаний. Переживания приобретают смысл и возникает логика чувств. Результатом всего этого является первая борьба мотивов, когда ребенок становится способным осуществить свой первый по-настоящему самостоятельный выбор, пусть даже относительно того, какую одну игрушку из двух взять! Но самое главное - у ребенка меняется отношение к среде, а значит, и сама среда. В связи с этим, меняется ход детского развития и наступает его новая эпоха!
   Все вышесказанное является кратким и немного идеализированным описанием того, что происходит в жизни ребенка в период кризиса 7-ми лет. Идеализированным потому, что ребенок на своем пути встречается с большим количеством трудностей, которые у него есть возможность и не преодолеть… Напомним, что в период кризиса поведение ребенка существенно меняется. Ребенок теряет интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушает сложившиеся формы отношений с окружающими, отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные им ранее… Ребенок становится "трудновоспитуемым", провоцируя соответствующую ответную реакцию окружающих его взрослых. Проявляются такие симптомы как негативизм (нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый), упрямство (ребенок настаивает на чем-либо просто потому, что он это потребовал), своеволие (желание все делать самому).
   Все эти поведенческие проявления имеют под собой одну и ту же основу - потребность ребенка в социальном признании, его стремление к самостоятельности. Помогают им и такие поведенческие реакции как протесты (ссоры с родителями по любому поводу) и обесценивание (ребенок грубит, рвет книжки, ломает игрушки).
   Безусловно, кризисы могут протекать и относительно спокойно, однако, даже из самого послушного ребенка в этот период может вылезти настоящий дьяволенок - вот так неумело и порой жестоко борющийся за свое место под солнцем: социальное признание и самостоятельность. Кроме того, на место ранее значимых взрослых - родителей, приходят новые значимые лица - учителя и одноклассники. Таким образом, для ребенка в этот период уже не так важно быть хорошим для мамы, появляются новые приоритеты…
   Чем же может помочь родитель своему ребенку в этот не простой для него жизненный период? В первую очередь, мы хотим подчеркнуть тот факт, что ребенку в этот момент, несмотря на все его социально-неодобряемые действия, нужно именно помогать! Почему же? Да потому что все вышеперечисленные симптомы - лишь неумелый, еще совсем неловкий способ ребенка справиться с обрушившимися на него новыми задачами возраста! Если бы ребенок мог справить с ними иначе - он бы обязательно справился! Но он пока что не умеет действовать как-то иначе! В такой период очень важно не воевать с ребенком, и не наказывать его за "симптомы кризиса". Постарайтесь понять причину его непослушания и помочь ему справиться с теми сложностями, которые не дают ему покоя! Для ребенка в этот период очень важны поддержка, понимание, опора. Отмечайте его успехи, поощряйте самостоятельность, научите его с умом относиться к неудачам…
   К сожалению, современная система школьного образования построена по принципу упора на интеллектуальное развитие, и вопросами эмоционального развития родителям приходится заниматься самостоятельно. Таким образом, и сам ребенок и родители, сталкивающиеся с непростой ситуацией его взросления, зачастую остаются один на один со своими проблемами.
  Именно поэтому, на базе многих психологических центров (и ресурс КогдаТрудно.ру - не исключение) действуют различные тренинговые программы, преследующие основной целью как раз помощь ребенку во вступлении в школьную жизнь. Благодаря таким программам, дети значительно проще справляются с кризисом 7-ми лет, а их родители получают знания о том, как они могут действительно помочь своему ребенку, избавиться от негативных симптомов данного возраста, да и попросту отличить простое непослушание от особенностей кризиса. В ином случае, помогают индивидуальные и семейные консультации, благодаря которым родители, с помощью специалиста, находят способ справиться с трудностями возраста и поддержать своего ребенка на пути к продуктивному взрослению! И отношения в семье остаются теплыми и доверительными несмотря на все перипетии развития!.. 





Просмотров (706)
Понравилось (3)


Комментарии к статье (1):
 
Лидия
22.07.2013 14:51:29
Спасибо за статью. Многое стало понятно в поведении моего ребенка.
Понравилось  (0)

Если вы хотите задать специалисту свой вопрос или опубликовать у нас свою статью, пишите нам на info@pj3.ru

Автор: Злобина Ольга Александровна

Помогите, пожалуйста! Стыдно писать, но я в отчаянии. Я случайно застала своего сына (14 лет) за онанизмом. Никогда не думала, что мой мальчик будет заниматься такими вещами! Я считала, что мы его воспитываем правильно. И нас это не коснется. А теперь вот это. Муж вообще не воспринял всерьез, а мне очень трудно без поддержки. Что мне делать, как себя вести в этой ситуации? С сыном разговаривать не могу после этого. Помогите!

Читать полностью >>

Автор: Захарова Людмила Михайловна

Прошу у вас совета или хотя бы несколько идей, с которыми можно будет дальше работать. Я замужем, у меня есть дочь, ей сейчас 8. Моя проблема в том, что я очень холодная. Не хочу быть строгой с ней, как моя мама со мной, а по-другому не умею, не получается, злюсь на себя, потом на нее, все это накапливается, как снежный ком. Мне даже иногда кажется, что я к ней не чувствую любви. Но ведь она же мой ребенок!

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!