НАВЕРХ


Сейчас на сайте 119 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Седов Евгений Александрович

Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Создана Ирина Васильевна

Рубрика: Тотем: Психологический аспект


Волк: найди свою стаю. Часть 1


Homo homini lupus est («Человек человеку – волк»).

«Я давно пыталась найти параллели в поведении людей и животных... 

какое-то время назад обнаружила, вопреки стереотипам, что самое 

симпатичное для меня животное волк, кстати, совершенно незаслуженно 

имеющее плохую репутацию».   



В целом образ волка связывается с символикой войны, он являлся животным, посвященным богу войны Марсу, олицетворял воинскую доблесть у римлян и египтян. В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде – он бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их имена – Гери и Фреки – «Жадный» и «Прожорливый». Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины. Соответственно, и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры. Именно волчица вскормила братьев-близнецов Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, которые заложили город в том месте, где она их нашла. Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка». 


Аналогичное представление о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Волк – удивительный персонаж мифов и сказок. Он выступает в разных ролях: то в качестве большого могущественного друга, то как опасный вредитель домашнего стада и овечьих отар. Отношение человека к волку тоже раздваивается: или почтительно-уважительное, или насмешливо-отрицательное. Ни мифы, ни сказки не имеют даты создания, и мы не знаем, какой из образов возник сначала – доброго волка или злого. В том, что касается характеристик волка в русских народных преданиях и сказках, А.Н.Афанасьев делает основной упор в описаниях на его «хищный и разбойничий нрав». То, что волки в природе являются представителями тёмной ночи, и в зимнее время с голоду действительно способны нападать на домашний скот и прочую живность вплоть до человека, подмечено народом более-менее верно. Однако и зима на самом деле бывает не всегда губительна, т.к. земля отдыхает под снежным покровом до весны, до земледельческих работ в новом году. И волки на самом деле нападают на домашний скот или людей лишь от крайней необходимости, а не по прихоти или с жиру. В европейских сказках волки предстают в леденящем душу виде: «исчадие ада», «апокалипсическое чудовище». Отношение индейцев к волку несколько иное, чем в Западной Европе. Они видели в этом животном собрата-охотника, уважали его и восхищались им. 


В целом ряде индейских легенд волк появляется как защитник племени, в особенности его наиболее слабых и беззащитных членов. Индейская традиция рассматривала волка как чрезвычайно мудрого зверя, особенно в вопросах, касающихся мира сверхъестественного. На самом деле помимо своей роли защитника общины, это животное выступало еще и в качестве советника для отдельных ее членов, особенно для молодых людей во время «переходного ритуала», такого, например, как превращение мальчика в мужчину. В ритуальном сне волк действовал как своего рода «духовный проводник», ведущий молодых людей трудной дорогой взросления (например, к тому, чтобы стать настоящим охотником), давая им по пути ценные советы и мудрые наставления. Местные шаманы, присутствуя в качестве руководителей подобных церемоний, и в настоящее время часто одеваются в невыделанные волчьи шкуры и носят на голове маски из волчьих голов, символизирующие их связь с божеством. В подобных случаях они также стараются подражать повадкам волков, почти полностью обретая волчье обличье, пытаясь привлечь внимание духов, чтобы попросить у них совета. И всё же, если рассматривать сказки не поверхностно, следуя хоть немного своим внутренним, истинным природным ощущениям, выясняется одна любопытная, но малоприятная закономерность – стадо всегда было и остаётся стадом, которое пасут, а иной раз и режут волки (волчьи пастыри). В прямом и переносном смысле. 


Именно поэтому некие «пастушеские племена» (термин Афанасьева) всегда психологически (в первую очередь) боятся волков – если уже и в сказках отложился этот комплекс «народной» неполноценности. К счастью, не везде. И не у всех. Иначе не было бы потом  «Слова о полку Игореве», где та же тема волка-оборотня представлена совершенно по иному; не было бы Ивана-царевича и его серого волка – и других лучших примеров русской словесности. Серый волк, принимающий участие в подвигах Ивана Царевича, выступает в роли настоящего друга и помощника, он играет роль тотема: оказывает помощь, выходящую за пределы человеческих возможностей. Если бы не он, Иван Царевич не только бы остался мертвым, но и не смог совершить свои подвиги. В сказках алтайцев, хакасов, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, нанайцев, коряков, китайцев и других народов встретившийся в пути волк также оказывает героям бескорыстную помощь и содействие во всех их свершениях и подвигах. В мифах чувашей волчица представляется не только как прародительница, но и как кормилица и воспитательница их первопредка. Бурятское племя Эхирит считает своим предком мальчика Чоно, выкормленного волками, потому они получили название чонорудских бурят («чоно» – волк). Племена, считавшие своим прародителем волка, были и у древних монголов. Начало рода, к которому принадлежал Чингисхан, положили Борте Чино ("сивый волк") и Хо Марал ("каурая лань"). В хрониках пишут, что Чингисхан был очень горд тем, что он – сын волка. С вышеупомянутыми легендами перекликается древнетюркский обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали: "Родился волк или лисица?" Волк был символом мужского начала. 


Образ небесной волчицы мы встречаем и у японского народа. Богиня Солнца Аматерасу появляется перед жителями древней Японии исключительно в образе белой волчицы Okami. Одна из японских сказок эпохи позднего феодализма «Волосок из волчьей брови» также характеризует волка с положительной стороны. Эта сказка очень короткая, но содержит определённый философский подтекст: «В старину один человек дошёл до крайней бедности. Не было у него за душой ничего. «Чем дальше так жить, пусть лучше меня волки сожрут», – подумал он и отправился в горы. Настала ночь, появился матёрый волк, увидел человека, но не тронул его. – Почему ты не съел меня? – спросил бедняк. Волк в ответ: – Мы не каждого пожираем. Бывает, человек только с виду похож на людей, а душа у него звериная. Ты настоящий человек, таких мы не пожираем. Изумился бедняк: – Но как вы узнаете, что у человека душа звериная, если он по виду ничем от других людей не отличается? – спросил он. – А мы глядим сквозь волоски наших бровей, чтобы узнать правду. С этими словами волк вырвал у себя из брови один волосок и подарил его бедняку. Взял бедняк волчий волосок, завернул в тряпицу и спрятал за пазухой. «Что ж делать? – думает. – Волки и те не послушались моей просьбы, оставили в живых. Одно осталось: пойду бродить по свету нищим странником». Как-то раз постучался странник в двери дома: пустите на ночлег. Старик-хозяин с охотой согласился, но вышла его старуха с лицом, перекошенным от злости, и отказала в приюте. Тут вспомнил странник о волчьем волоске, достал его из-за пазухи и поднёс к своему глазу. Вот тебе на! Перед ним – коровья морда. Дал тогда странник волчий волосок старику-хозяину. Поглядел старик и только охнул. Не человек его старуха, а злая бодливая корова! Выходит, правду сказал волк: не все люди – настоящие люди». Но сказочный мир всё же отличается от мира современного человека. В обывательском сознании при слове «волк» возникает образ дикого зверя, который «свободен» и не терпит никаких ограничений. Предлагаю разобраться, так ли это.   


                                                                                                 Продолжение следует…







Просмотров (2627)
Понравилось (1)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Седов Евгений Александрович

Сертифицированный гештальт-терапевт международного уровня, квалифицированный педагог-психолог и арт-терапевт, профессиональный семейный психолог и психотерапевт зависимого и созависимого поведения, кризисный психолог с многолетним опытом работы в специализированном центре, психолог-сексолог и педагог-сексолог, первый в России секс-терапевт!

Читать полностью >>

Автор: Захарова Людмила Михайловна

У матери было 5 абортов, до меня и после. Категорически не хватает жизненных сил, постоянно думаю о сестрах и братьях, которые не родились. Я что, сумасшедшая? (Без подписи)

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!