Сейчас на сайте
119
гостей
Город:
|
|
НОВОЕ НА САЙТЕ
Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты…
Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами!
С уважением, главный редактор Мария Афанасьева
Читать онлайн
Купить pdf (50 р.)
Автор:
Седов Евгений Александрович
Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...
Читать полностью >>
Все новые статьи >>
|
Автор: Создана Ирина Васильевна
Рубрика: Тотем: Психологический аспект
Волк: найди свою стаю. Часть 1
Homo
homini lupus est («Человек человеку – волк»).
«Я
давно пыталась найти параллели в поведении людей и животных...
какое-то
время назад обнаружила, вопреки стереотипам,
что
самое
симпатичное для меня животное волк,
кстати,
совершенно незаслуженно
имеющее плохую репутацию».
В целом образ волка связывается с символикой войны, он
являлся животным, посвященным богу войны Марсу, олицетворял воинскую доблесть у
римлян и египтян. В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за
пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде – он
бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их имена – Гери и
Фреки – «Жадный» и «Прожорливый». Эти волки были чудесными помощниками Одина,
символом боевой дружины. Соответственно, и сами воины или члены племени
представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской,
греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в
волчьи шкуры. Именно волчица вскормила братьев-близнецов Ромула и Рема,
легендарных основателей Рима, которые заложили город в том месте, где она их
нашла. Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.)
к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка».
Аналогичное представление
о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов.
Волк – удивительный персонаж мифов и сказок. Он выступает в
разных ролях: то в качестве большого могущественного друга, то как опасный
вредитель домашнего стада и овечьих отар. Отношение человека к волку тоже
раздваивается: или почтительно-уважительное, или насмешливо-отрицательное. Ни
мифы, ни сказки не имеют даты создания, и мы не знаем, какой из образов возник
сначала – доброго волка или злого. В том, что касается характеристик волка в
русских народных преданиях и сказках, А.Н.Афанасьев делает основной упор в
описаниях на его «хищный и разбойничий нрав». То, что волки в природе являются
представителями тёмной ночи, и в зимнее время с голоду действительно способны
нападать на домашний скот и прочую живность вплоть до человека, подмечено
народом более-менее верно. Однако и зима на самом деле бывает не всегда
губительна, т.к. земля отдыхает под снежным покровом до весны, до
земледельческих работ в новом году. И волки на самом деле нападают на домашний
скот или людей лишь от крайней необходимости, а не по прихоти или с жиру. В
европейских сказках волки предстают в леденящем душу виде: «исчадие ада»,
«апокалипсическое чудовище».
Отношение индейцев к волку несколько иное, чем в Западной
Европе. Они видели в этом животном собрата-охотника, уважали его и восхищались
им.
В целом ряде индейских легенд волк появляется как защитник племени, в
особенности его наиболее слабых и беззащитных членов. Индейская традиция
рассматривала волка как чрезвычайно мудрого зверя, особенно в вопросах,
касающихся мира сверхъестественного. На самом деле помимо своей роли защитника
общины, это животное выступало еще и в качестве советника для отдельных ее
членов, особенно для молодых людей во время «переходного ритуала», такого,
например, как превращение мальчика в мужчину. В ритуальном сне волк действовал
как своего рода «духовный проводник», ведущий молодых людей трудной дорогой
взросления (например, к тому, чтобы стать настоящим охотником), давая им по
пути ценные советы и мудрые наставления. Местные шаманы, присутствуя в качестве
руководителей подобных церемоний, и в настоящее время часто одеваются в
невыделанные волчьи шкуры и носят на голове маски из волчьих голов,
символизирующие их связь с божеством. В подобных случаях они также стараются
подражать повадкам волков, почти полностью обретая волчье обличье, пытаясь
привлечь внимание духов, чтобы попросить у них совета.
И всё же, если рассматривать сказки не поверхностно, следуя
хоть немного своим внутренним, истинным природным ощущениям, выясняется одна
любопытная, но малоприятная закономерность – стадо всегда было и остаётся
стадом, которое пасут, а иной раз и режут волки (волчьи пастыри). В прямом и
переносном смысле.
Именно поэтому некие «пастушеские племена» (термин
Афанасьева) всегда психологически (в первую очередь) боятся волков – если уже и
в сказках отложился этот комплекс «народной» неполноценности. К счастью, не
везде. И не у всех. Иначе не было бы потом «Слова о полку Игореве», где та же тема
волка-оборотня представлена совершенно по иному; не было бы Ивана-царевича и
его серого волка – и других лучших примеров русской словесности. Серый волк,
принимающий участие в подвигах Ивана Царевича, выступает в роли настоящего
друга и помощника, он играет роль тотема: оказывает помощь, выходящую за
пределы человеческих возможностей. Если бы не он, Иван Царевич не только бы
остался мертвым, но и не смог совершить свои подвиги.
В сказках алтайцев, хакасов, марийцев, удмуртов,
коми-пермяков, нанайцев, коряков, китайцев и других народов встретившийся в
пути волк также оказывает героям бескорыстную помощь и содействие во всех их
свершениях и подвигах. В мифах чувашей волчица представляется не только как
прародительница, но и как кормилица и воспитательница их первопредка. Бурятское
племя Эхирит считает своим предком мальчика Чоно, выкормленного волками, потому
они получили название чонорудских бурят («чоно» – волк). Племена, считавшие
своим прародителем волка, были и у древних монголов. Начало рода, к которому
принадлежал Чингисхан, положили Борте Чино ("сивый волк") и Хо Марал
("каурая лань"). В хрониках пишут, что Чингисхан был очень горд тем,
что он – сын волка. С вышеупомянутыми легендами перекликается древнетюркский
обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали:
"Родился волк или лисица?" Волк был символом мужского начала.
Образ небесной волчицы мы встречаем и у японского народа.
Богиня Солнца Аматерасу появляется перед жителями древней Японии исключительно
в образе белой волчицы Okami. Одна из японских сказок эпохи позднего феодализма
«Волосок из волчьей брови» также характеризует волка с положительной стороны.
Эта сказка очень короткая, но содержит определённый философский подтекст: «В
старину один человек дошёл до крайней бедности. Не было у него за душой ничего.
«Чем дальше так жить, пусть лучше меня волки сожрут», – подумал он и отправился
в горы. Настала ночь, появился матёрый волк, увидел человека, но не тронул его.
– Почему ты не съел меня? – спросил бедняк.
Волк в ответ:
– Мы не каждого пожираем. Бывает, человек только с виду
похож на людей, а душа у него звериная. Ты настоящий человек, таких мы не
пожираем.
Изумился бедняк:
– Но как вы узнаете, что у человека душа звериная, если он
по виду ничем от других людей не отличается? – спросил он.
– А мы глядим сквозь волоски наших бровей, чтобы узнать
правду. С этими словами волк вырвал у себя из брови один волосок и подарил его
бедняку.
Взял бедняк волчий волосок, завернул в тряпицу и спрятал за
пазухой. «Что ж делать? – думает. – Волки и те не послушались моей просьбы,
оставили в живых. Одно осталось: пойду бродить по свету нищим странником».
Как-то раз постучался странник в двери дома: пустите на ночлег. Старик-хозяин с
охотой согласился, но вышла его старуха с лицом, перекошенным от злости, и
отказала в приюте. Тут вспомнил странник о волчьем волоске, достал его из-за
пазухи и поднёс к своему глазу. Вот тебе на! Перед ним – коровья морда. Дал
тогда странник волчий волосок старику-хозяину. Поглядел старик и только охнул.
Не человек его старуха, а злая бодливая корова! Выходит, правду сказал волк: не
все люди – настоящие люди».
Но сказочный мир всё же отличается от мира современного
человека. В обывательском сознании при слове «волк» возникает образ дикого
зверя, который «свободен» и не терпит никаких ограничений. Предлагаю
разобраться, так ли это.
Продолжение следует…
|
Просмотров (2627)
|
|
|
|
Комментарии к статье отсутствуют.
Автор:
Седов Евгений Александрович
Сертифицированный гештальт-терапевт международного уровня, квалифицированный педагог-психолог и арт-терапевт, профессиональный семейный психолог и психотерапевт зависимого и созависимого поведения, кризисный психолог с многолетним опытом работы в специализированном центре, психолог-сексолог и педагог-сексолог, первый в России секс-терапевт!
Читать полностью >>
|
Автор:
Захарова Людмила Михайловна
У матери было 5 абортов, до меня и после. Категорически не хватает жизненных сил, постоянно думаю о сестрах и братьях, которые не родились. Я что, сумасшедшая? (Без подписи)
Читать полностью >>
|
|
рекомендует:
Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье?
Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому?
Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной
книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»
Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно,
не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную
жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету,
это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует
«прямо здесь, прямо сейчас».
Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя
Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен
Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности
опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии.
Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза
под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.
Далее >>
Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.
Далее >>
Возникли вопросы?
Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!
|