Сейчас на сайте
15
гостей
Город:
|
|
НОВОЕ НА САЙТЕ
Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты…
Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами!
С уважением, главный редактор Мария Афанасьева
Читать онлайн
Купить pdf (50 р.)
Автор:
Седов Евгений Александрович
Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...
Читать полностью >>
Автор:
Седов Евгений Александрович
Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...
Читать полностью >>
Все новые статьи >>
|
Автор: Гудимов Вениамин Витальевич
Рубрика: Быть и понимать
Реплика персонажа
Сегодня на примере прочтения и осмысления одной фразы (из
практики консультирования) мы поговорим о персонаже, читателе и авторе. И, что
представляет особый интерес, поговорим ближе к практической ситуации
тексттерапии.
В то же время мы отпустим пошаговость, характерную для
рабочего процесса, сосредоточимся на ключевых моментах и позволим себе
комментарии, которые так или иначе приобретут форму вопросов. Над которыми –
ведь мы богатые люди – мы можем позволить себе подумать несколько минут, часов,
а может быть, и дней своей жизни.
История этой фразы: она представляет собой своего рода
резюме, записанное моим собеседником внизу доски, которая была полностью
заполнена мозаикой слов, выражений, восклицательных знаков и рисунков, которые
последовательно наносились на доску в процессе работы. Он оказался в цепочке
конфликтных семейных ситуаций и стремился разобраться в причинах своего
поведения.
К этой фразе мой собеседник пришел, совершив определенный
путь самоосознавания. Будучи зафиксированной письменно, она выражала мотив,
который, по его мнению, лежит в основе его поведения. Эта фраза стала объектом
нашего внимания в последующую встречу, поскольку обратила на себя внимание
своей многослойностью и недосказанностью. В ней очень много всего, что может
быть прочитано, расшифровано разными способами – в зависимости от того, к какой
школе относится ключ и какой опыт у «дешифровщика».
Не претендуя на исключительность, нам представляется
интересным прочитать и осмыслить некоторые аспекты, на которые указывает эта
фраза, на языке тексттерапии. Обращаю внимание, что дальнейшие рассуждения не
повторяют ход терапии – они концентрируют в себе основные точки внимания.
Фраза звучит так: «загнать себя в наихудший
вариант».
Каков адресат этого высказывания? Вопрос этот не быстрый – в
том плане, что нас не устраивает быстрый же ответ типа «это он сам говорит себе
про себя же». Причин здесь несколько, главная заключена в том, что такое
выражение трудно адресовать только самому себе. Обратим внимание на особенности.
Первое: «загнать себя» — т.е. насильно превратить в нечто
более примитивное, лишить сил. Причем сделать это необратимо. При этом объясняя
себе, мотивируя себя к загнанности. Другими словами – соглашаясь с тем, что
произойдет необратимое ослабление. Загнанное существо – на что годно? С
другой стороны, загнать – еще безвыходность, отчаяние, надежда – но если
впереди «наихудший вариант», о какой надежде может идти речь? Второе:
«наихудший вариант» — на самом деле не вариант, а скорее, участь. Которую
остается только принять, поскольку остальные, лучшие варианты разобраны кем-то.
Даже поверхностный анализ характера этой фразы наводит на
мысль о том, что адресат ее не автор, а кто-то другой. Который остается пока за
горизонтом внимания. Именно для этого Другого человек готов сделать с собой
все, чтобы принять участь, т.е. волю другого. Получается, что эта реплика
внешне безадресна, эту безадресность легко принять за направленность к себе, но
возможно, ее адресат просто скрыт. Но почему, в чем причина такого разделения?
Получается парадоксальная ситуация: внутренняя речь, обращенная к себе, на
самом деле обращена к другому? Внутренняя речь не принадлежит автору или
представляет собой матрешку?
У этой фразы большая тень, т.е. большой объем невысказанного,
но присутствующего в этой фразе как потенциальный текст. Например, загнать
именно себя – обратим внимание, не свои силы, не свой (к примеру) организм.
Создается впечатление, что цель загнанности – именно «я» этого человека.
Самоподавление, самообесценивание? Не будем торопить ответы, тем более что
«наихудший вариант» тоже не так прост.
Кто создает этот вариант? Получается, что наихудший вариант
уже создан кем-то, и остается даже не взять, а принять. Но что все-таки значит
«худшее»? Худшее – так считает кто? Худшее – это предмет или значение?
Получается ли худшее сразу, так сказать заранее – и если да, то знает ли о нем
тот, кто его выбирает? Либо худшее открывается ему в самый последний момент?
Но вернемся к нашей тройке: автор, читатель и персонаж. Так
может говорить только персонаж (человек в состоянии персонажа) – который не
имеет своей речи, и для которого характерна обреченность на сценарность,
предопределенность, буквальность.
Об этом говорит и первоначальная реакция на написанную
фразу: «так и есть, загоняю…». Фраза несет в себе некую жизненную правду-матку,
драму, которая придавливает своей правдивой очевидностью. Но, несмотря на
подтверждение, эта «правда» бесплодна, вгоняет в депрессию, замыкает на
себя, очаровывает. Но не порождает вопросов и не открывает выход за пределы
ситуации. Персонаж сказал все и искренне удивлен, что можно сказать что-то еще.
Фиксация на стадии персонажа затрудняет осмысление полученного опыта, поскольку
персонаж всегда знает ответы, но не умеет ставить вопросы.
Поэтому нас интересует невысказанность двоих – читателя и
автора.
Что может сказать читатель – т.е. тот, кто не переживает, а
читает, переводит фразу, которую написал сам некоторое время назад? Если не
идеализировать читателя, то, возможно, он, после некоторого со-переживания и
оценки, скажет нечто вроде: удивительное признание. Как будто так и надо.
Стоит и чего-то ждет. Формула этого признания — «загнать себя» — слишком уж
тянет на оправдание своих действий, приведших к «наихудшему варианту». Типа я
уже себя наказал, и причем заранее.
Как правило, переход от позиции персонажа к позиции читателя
сопровождается первыми озарениями. Появляется новое измерение – оказывается,
свой текст можно читать, не понимать и понимать. Переход от читателя к автору
переводит человека на уровень формальной оценки действий персонажа.
Если читатель сопереживает, сопоставляет и оценивает, то
автор – вопрошает, вслушивается.
Автор: для чего именно так я говорю? Что я вижу через эту
фразу? – вопрос, который просто не придет в голову персонажу. Какой я там, в
этой фразе? Мое отношение к этому персонажу? Мое ли это отношение? Главное –
кому я это говорю? Где здесь я? Где здесь другой? Что это – признание,
объяснение, избегание? Что я этим могу сказать… о себе другом?
Цель таких вопросов – реконструкция
недосказанного. Ключевой момент: автором фраза принимается как неполноценная,
нуждающаяся в работе (этим автор отличается от персонажа и читателя, которые
принимают фразу за полную, целостную «истину», причем каждый по-своему). Именно
у автора есть время, есть понимание, что любая фраза относительна в том плане,
что в ней встречаются прошлое и настоящее, повторение и творение, значение и
смысл. Автор имеет возможность прочитать иначе, чем написано. Он относительно
небуквален.
Итак, фраза одна. Но чем – по сути – отличаются друг от
друга ее прочтение автором, читателем и персонажем? Рассмотрим действия
персонажа, читателя, автора по отношению к этой фразе.
Буквальное переживание персонажа: так и есть, я
выбираю худшую участь. Переживаю и отчаяние, и агрессию, и вину. Персонажу
трудно устоять перед искушением поместить эту фразу ближе и рассмотреть через
нее происходящее. «Буквальное осознание»?
Оценка читателя: играет в правильную жертву, ожидает,
что ему дадут лучшую участь? Или это ему удобно, оправдывает «усталый порядок
вещей», собственное бессилие и, наверное, собственную мрачность, закрытость и
вырывающуюся слепую злобу. Вот интересно, как это аукается тем, кто слабее его?
«Сценарное осознание»?
Вопросы и открытия автора: своим ли языком
говорю, кому я это говорю, и – возможно, главный – как именно, для кого и чего
я превращаюсь именно в такого персонажа? Это же не мой язык! Это отец, его
эмоции, его слова – из прошлого… Значит, я могу услышать себя… нужно найти
свой голос? «Реконструкция осознания»?
Что мы сейчас сделали? Мы разделили некий поток сознания на
три течения. В реальности эти три течения смешаны между собой и образуют поток
мыслей, многоголосицу персонажа, читателя, автора.
Например, такой: «Загнать себя в наихудший
вариант. Я уже себя наказал и причем заранее. Не знаю, что и
сказать дальше, наверное, со стороны это выглядит как бегство, самонаказание.
Нет, я могу превратиться в противоположность, но этот злобный крик – всего лишь
маска отца. Ненавижу. Какой-то страх. Я повторяю его, но что мне мешает быть
собой? Веду себя как ребенок. А что мне остается – только или спрятаться, или
нападать… Во мне так много других – и мало себя. Но почему я так вижу себя?
Никуда я себя не загоняю, наверное. Впрочем, это сейчас так. А когда опять
ситуация будет – снова на лапки встану. О чем это я? Какие лапки? Если я
повторяю отца – то кто я?».
Что мы делаем, когда предопределяем персонажа, читателя,
автора? У нас появляется возможность разделить многоголосицу потоков, которые
образуют сознание. Когда разграничиваются речь персонажа, читателя, автора –
возникнет услышанность, из нее – понимание, индивидуация (в доступной степени)
каждой составляющей, выстраивание иерархии «автор-читатель-персонаж».
Например, автор фразы «о загнанности» благодаря работе с ней
смог выйти из фиксации персонажа (который воспроизводил-повторял другого) к
теме собственных смыслов и понимания своего внутреннего голоса.
В качестве еще одного примера обратим внимание на текст: «Я
так редко смотрю в себя», – в нем линия реконструкции и собирания себя из
персонажа, читателя и автора очевидна.
В заключении выскажу мысль о том, что наше сознание, конечно
же, представляет собой не просто систему, но систему интересную, таинственную,
загадочную. Разделение на персонажа, читателя, автора — условно, но оно
позволяет выйти на достаточно продуктивный уровень работы с тем, как именно
человек осознает себя, какой язык использует, как именно осуществляет
проживание, прочтение, осмысления текста, которым может являться и он сам.
Чем, собственно говоря, и занимается тексттерапия.
|
Просмотров (2040)
|
|
|
|
Комментарии к статье отсутствуют.
Авторы:
Афанасьевы, Алексей и Мария
В этой нашей статье речь пойдет о том, без чего очень многие вещи в нашей жизни теряют значение. О том, что делает по-настоящему значимым другие, важные вещи.
Читать полностью >>
|
Автор:
Егорова Мария Владимировна
В этот раз мне хочется пригласить Вас к размышлениям о том, зачем и почему нужна психотерапия. А этот вопрос неизменно приводит нас к тому, какие функции выполняет психотерапия в жизни клиента (хочется надеется, что в жизни психотерапевта терапия выполняет функцию предназначения).
Читать полностью >>
|
|
рекомендует:
Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье?
Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому?
Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной
книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»
Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества
Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария
Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно,
не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную
жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету,
это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует
«прямо здесь, прямо сейчас».
Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя
Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен
Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности
опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии.
Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза
под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.
Далее >>
Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.
Далее >>
Возникли вопросы?
Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!
|