НАВЕРХ


Сейчас на сайте 92 гостя

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Балыкин Александр Иванович

Наиболее частое заблуждение молодых родителей заключается в способах наказания своего ребёнка. Из поколения в поколение передается в основном один способ – побить ребёнка или прикрикнуть. Но к чему приводят такие меры «воспитания» через много лет?

Читать полностью >>

Автор: Гафарова Ольга Ниловна

Осознание души помогает избавиться не только от внутренних конфликтов, но и от внешних, получив силу на исцеление - силу Души. Когда мы знаем, с чем мы заодно и без чего "я - это не я", то только тогда нам не возможно навязать чувство вины и страха, только тогда мы не примем близко к сердцу чужое мнение о себе, т.к. знаем кто мы есть на самом деле.

Читать полностью >>

Автор: Павлова Гюльнара Ревовна

Взаимодействия, в которых есть пренебрежение, как правило, разрушаются. Это всегда преграда, которая выстраивается человеком в отношениях.Пренебрежение может иметь свой энергетический источник в ранней бессознательной разрушающей зависти. Это один из путей рождения и выражения этого состояния.

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Болигатов Олег Олегович

Рубрика: То, что у нас отобрали. То, что нам надо вернуть


Про высокомерие (часть 2)


Как мы говорили в предыдущей статье, высокомерные люди испытывают на самом деле страх в общении с другими людьми. Однако будучи не в состоянии себе в этом признаться (кстати, не обязательно из плохих побуждений: они могут уже совершенно не осознавать того, настолько они подавлены), такие люди отгораживаются от других стеной (маской?) презрения, тем самым распугивая всех вокруг. Помимо страха, у заносчивости может быть еще много причин. Например, если в детстве человеку не давали быть значимым, почувствовать, что с его мнением считаются и что его уважают. Ребенок, а потом и взрослый в такой ситуации чувствует себя незначительным и с помощью высокомерия начинает имитировать свою важность, показывая всем, что он не просто наравне с ними, а вообще находится на недосягаемой высоте. Чувство собственной значимости в этом мире от постоянного подавления гипертрофируется у него в чудовищное самомнение. Или, например, ребенку не давали проявлять самостоятельность, делать что-то самому так, как он считал нужным это делать. И в качестве защитной реакции он мог выбрать заносчивое, игнорирующее поведение как способ отгородиться наглухо от чужих требований и таким образом жить своей жизнью.

Как видим, причин у высокомерного поведения может быть много, однако в любом случае речь идет о постоянном дискомфорте в общении с окружающими. Это либо страх, либо навязчивое желание всегда сделать все по-своему, либо параноидальные мысли, будто бы что все вокруг тебя не уважают, презирают и т. д. И если вы в состоянии признаться себе, что с вами нечто такое происходит, то – как ни странно это звучит – это очень хорошо. Хорошо не то, что у вас проблемы с общением, а хорошо то, что вы осознаете сам этот факт. Потому что если нет возможности даже признаться себе в проблеме, то нет шансов ее решить. Итак, схема здесь очень простая – задаем себе вопрос, есть ли у меня проблемы когда я контактирую с людьми? Испытываю ли я чувство страха, подозрительность, требую ли «беспрекословного подчинения» моим идеям и желаниям? Если нет, то замечательно, все в порядке (однако вспоминаем задать себе этот вопрос через неделю, например). Если же ответ положительный, то тоже радуемся – проблема обнаружена, и возможно, у вас высокомерное поведение (не обязательно, однако может статься, что это так). А значит, у вас появился шанс ее решить.

И мы предлагаем решить эту проблему (а также попутно множество других) с помощью очень простой и эффективной техники от Роберта Дилтса по исцелению душевных ран (высокомерие является одной из наших ран, которая болит, и нам нужно вместо избегания и игнорирования принять ее и исцелиться). Ее главное достоинство в том, что требуется совсем немного усилий и времени, чтобы ее сделать. И в тоже время она очень эффективна. Плюс ко всему, она не требует какого-то особого знания устройства психики человека или необходимости погружаться глубоко в детские воспоминания, что само по себе не всегда приятное занятие, а зачастую и даже весьма затруднительное по причине элементарного забывания отдаленных во времени событий.

Перед выполнением этой техники давайте сделаем еще одну, так называемую технику соединения со своим центром. Она нужна нам чтобы найти опору, опору внутри себя, которая будет поддерживать нас в любой ситуации, в каком бы состоянии мы ни находились, какие бы эмоции ни испытывали. Техника эта замечательна тем, что делается один раз, т.е. единожды найдя точку опоры, мы сможем пользоваться ею сколь угодно много раз. Далее идет описание этой техники по пунктам, запоминать наизусть которые нет необходимости. Можно просто сидеть перед монитором, читать их один за другим и тут же выполнять.

1. Сядьте, примите удобное положение, расслабьтесь, поставьте обе ноги на пол, чтобы почувствовать, как они опираются на землю.

2. Вам необходимо быть одновременно и расслабленными, и внимательными, быть не слишком погруженными в себя и не слишком ориентированными наружу.

3. Сосредоточьте свое внимание на дыхании и почувствуйте свой позвоночник. Он выравнивается и становится мягким и светящимся. Представьте себе, что нити света от макушки головы тянут вас вверх, распрямляя позвоночник.

4. Некоторое время подышите, представляя что дышите позвоночником, что ваше дыхание ходит вверх-вниз по позвоночнику, который стал словно канал и продолжается уже за границами вашего тела: уходит вниз, в землю, где корни всего, и вверх, где солнце. Дыхание переносит энергию через него от земли к телу, через него к шее, через макушку наверх, и обратно вниз. Этот канал похож на дерево, у которого есть корни в земле, ствол и крона из светящихся нитей, которые тянутся вверх. Опирайтесь на него и дышите.

5. Помните о том, чтобы быть расслабленными и в то же время внимательными. Поговорите с собой, скажите себе что-нибудь хорошее, благословите на принятие себя.

6. И через некоторое время вы сможете почувствовать внутри себя ощущение глубокого благополучия, уверенности, уравновешенности. Такое вы ощущали когда-то в прошлом. Вы почувствуете цельность и умиротворенность.

7. Почувствуйте, где в именно теле у вас находятся эти ощущения цельности и уравновешенности? Это место будет где-то выше ног и ниже шеи. Положите на него руки.  Перенесите фокус внимания туда – возможно, вы почувствуете погружение в светящуюся пустоту.

8. С какой картинкой это состояние центра у вас ассоциируется? Это будет визуальным якорем для него, т.е. в будущем, вспомнив этот образ, вы поможете себе вернуться в свой центр.

Теперь вы знаете, а точнее, вы вспомнили, где находится ваш центр, ваша точка опоры. То место, где вы защищены, где вы всегда находитесь в адекватном состоянии и принимаете правильные решения, что бы с вами ни происходило. И теперь вернуться туда очень легко, достаточно сосредоточить свое внимание на этом месте в теле, положить на него руки и представить ту картинку, что является для вашего центра визуальным якорем.

А техника работы с душевными ранами (термин Р.Дилтса) состоит из двух частей – центрирования и собственно принятия душевной раны. Центрирование является своего рода настройкой на работу, и именно оно создает условия для того, чтобы рана могла исцелиться. Как вы уже знаете, оно позволяет войти в такое состояние, в котором вы сможете эффективно работать дальше.

1. Сядьте (это можно делать и стоя, как вам удобно), расправьте плечи и выпрямите спину. Не обязательно держать тело вертикально, можно облокотиться на что-нибудь. Важно, чтобы позвоночник был прямой и плечи расправлены.

2. Теперь представьте, что ваши ноги глубоко уходят в землю, словно корни. И прочно там обосновались. А ваше тело вдруг выросло так высоко, что голова оказалась в облаках. Вниз – корни, вверх, к солнцу, – крона из нитей. И через вас, через ваш позвоночник-канал, течет энергия. И где-то с этим каналом соприкасается ваш центр. Положите на него руки, вспомните образ-ключ.

3. Если вы стоите – согните слегка ноги в коленях, представьте, что вы опираетесь на свой канал, как на ствол дерева или массивный хвост, как у кенгуру и динозавров. И вот вы, высокий и прочно держащийся в земле, дышите. При вдохе представляете, что воздух втягивается в вас через ваш центр, проходит вверх по каналу до макушки и выше, на выдохе опускается вниз, до земли и ниже. 

4. Продолжайте дышать до тех пор, пока не возникнет ощущение полной открытости канала (как будто если вам на макушку положили бы монетку, она тут же упала бы вниз, нигде не задерживаясь. Если «задержалась», продолжайте дышать, как бы проталкивая воздух через эту точку и тем самым расчищая канал).

Поздравляю, у вас получилось центрироваться. Именно в таком (и только в таком) состоянии нужно делать вторую часть техники.

А теперь, собственно, техника исцеления-принятия душевной раны, на удивление такая же простая как и центрирование перед этим.

1. В центрированном состоянии вспомните какую-нибудь одну ситуацию – самую последнюю или самую яркую – и вашу в ней эмоцию, приносящую вам дискомфорт во время общения. Например, страх. На самом деле любая эмоция – это и есть, по сути, ощущение в теле. Именно по ощущениям в теле мы понимаем, какая сейчас у нас эмоция. Поэтому, вспоминая страх во время общения, сосредоточьте внимание в том месте тела, где он проявляется.

2. А далее просто поговорите со страхом. Скажите, что он вам очень нужен, что вы знаете, что он несет вам нечто важное, что вы хотите его принять и дать ему силы, покровительствуете ему. Попросите, чтобы он донес до вас что-то, что вам очень нужно. В нашей психике нет врагов, и каждая наша часть желает нам блага, вопрос только в способах, которые она использует.

3. Попросите его показаться вам и дальше постарайтесь перестать фантазировать, здесь важно только ждать и наблюдать. И практически сразу вы увидите мысленно некую картинку. Причем картинка эта может быть совершенно любой, возможно даже, к страху отношения вроде бы не имеющей. Это очень важный момент техники – отключить свои сознательные фантазии по поводу того, как будет выглядеть эта картинка про страх, а увидеть ее спонтанно. То, что неожиданно всплывет в воображении, на 100% и будет тем, что вам нужно увидеть.

4. Поблагодарите свой страх и попросите его теперь показать вам дар, который он старается до вас донести. И опять перестаньте фантазировать про то, что же страх вам хочет сказать на самом деле. Просто ловите первый пришедший спонтанно образ. Он и будет ответом. Не стоит сильно ломать голову над тем, что он обозначает и почему именно он… Все это – образы нашего глубокого бессознательного, и сознательно рассуждать по их поводу можно очень долго и без особых результатов. Главное, знайте, что как только вы спросили страх про его дар и увидели спонтанную картинку – в этот самый момент техника сработала. Это та точка, пройдя которую, вы уже никогда не вернетесь к прежнему состоянию. Все, можете быть спокойны, от одной из ран вы исцелились. Вообще это совершенно не значит, что вы больше никогда не будете испытывать страх. Однако в некоторой конкретной ситуации (в данном случае вы работали со страхом во время общения) вы уже будете чувствовать себя (и, соответственно, себя вести) совершенно иначе.

5. Для этого посмотрите на картинку этого дара и спросите себя, как теперь вам себя вести в той ситуации, которую вы вспоминали в начале выполнения техники. Увидьте это (если раньше была «картинка», «кадр», то теперь это будет как бы «маленький фильм»). Возможно, через некоторое время вы «забудете» про то, что вы поняли. Однако это уже не будет для вас иметь значения. Точка, в которой техника подействовала, уже пройдена вами, и изменения в психике произошли, по-старому уже не будет.

В заключение надо отметить пару важных моментов. Любая техника – это инструмент, который надо применять в свое время и в своем месте. Соответственно, чем проще и надежнее инструмент, тем лучше. Эта техника Роберта Дилтса как раз и является простым и надежным инструментом. Однако надо знать, что самостоятельная работа со своей психикой требует много усилий по сравнению, например, с посещением психотерапевта, который для вас является источником дополнительных сил. Поэтому важно делать эту технику в моменты пониженной психической нагрузки, когда вы в одиночестве и есть возможность отложить все дела, сосредоточиться, а потом и некоторое время «отдохнуть от трудов». Т.е. не стоит этим заниматься, например, в обеденный перерыв в офисе или поздно вечером, когда вы уже устали.

Во-вторых, изменения от техники будут идти некоторое время. Наверняка вы занимались в спортзале и знаете, как долго после первой тренировки болит и перестраивается все тело. Здесь будет происходить то же самое, только в бессознательном, в психике, и причем каждый раз. И на каждое изменение нужно время, поэтому крайне важно делать между выполнениями этой техники перерыв в несколько дней. 

И еще. Когда вы впервые после выполнения этой техники будете попадать в контексты, которые раньше вызывали те самые неприятные эмоции, с которыми вы работали, вы будете особенно ярко чувствовать, как происходят изменения. Возможно, вы будете спонтанно видеть образ дара, который несла вам эта ваша часть, но можно и самому его вспомнить, и тем самым себе помочь.

(Более подробно о техниках, описанных в этой статье, вы можете прочесть в книге Стивена Гиллигена и Роберта Дилтса “Путешествие героя: Путь открытия себя”).


© Олег Болигатов
Статья является частью коммерческого  издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее части возможно только с письменного разрешения автора  и с обязательным указанием первоисточника, Ф.И.О. автора







Просмотров (666)
Понравилось (3)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Создана Ирина Васильевна

Акулу в море не утопишь. (Русская пословица) Из пасти акулы добычу не вырвешь. (Индонезийская пословица). Акула сражается до последнего вздоха. (Пословица маори) Из всех живых существ, обитающих на Земле, акулы вызывают у человека наибольший страх, подчас граничащий с животным ужасом. Древнейшие виды акул существуют на Земле уже свыше 400 млн. лет, то есть они старше, чем динозавры... И вот ведь парадокс: несмотря на глубочайшую древность создания, акула – один из самых совершенных обитателе

Читать полностью >>

Автор: Карпенюк Ксения Владимировна

Напишите, пожалуйста, в своей рубрике о возможностях омоложения с помощью гипноза – мне кажется, они должны быть очень эффективны.

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!