НАВЕРХ


Сейчас на сайте 95 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Седов Евгений Александрович

Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Карпенюк Ксения Владимировна

Рубрика: Мой помощник - гипноз


Задачи педагога, сопровождающего несовершеннолетнего потерпевшего в процессе следственных действий


Задачи педагога, сопровождающего несовершеннолетнего потерпевшего в процессе следственных действий


 Основной целью педагогического сопровождения несовершеннолетнего потерпевшего в процессе уголовного судопроизводства является сохранение психологического здоровья ребенка, перенесшего моральные травмы.
    Допрос для несовершеннолетнего является стрессовой ситуацией, любой ребенок в такой ситуации испытывает состояние тревоги, страха, напряжения, волнения. Сопровождающий ребенка педагог может помочь  ему переключить внимание, успокоиться и при даче показаний не упустить обстоятельства дела, являющиеся на взгляд несовершеннолетнего  незначительными. Встречаются случаи, когда несовершеннолетний в силу стрессового состояния, малолетнего возраста или особенностей интеллектуального развития не способен понять значения юридических понятий или задаваемых ему вопросов о случившемся. Функция педагога в таком случае заключается в перефразировании вопросов следователя на язык доступный данному ребенку.
  Следователи, как правило, достаточно произвольно трактуют термин «педагог». Поэтому могут привлекать в качестве сопровождающего педагога в уголовном процессе широкий круг лиц — от преподавателей вузов,  никогда не работавших с детьми, до работников инспекций по делам несовершеннолетних, никогда не занимавшихся образовательной деятельностью. На практике, чаще всего, в качестве педагогов привлекаются учителя общеобразовательных учреждений, имеющие диплом о педагогическом образовании. Встречаются случаи, когда к участию в следственном действии привлекаются педагоги, у которых нет опыта работы с данной категорией несовершеннолетних, например, педагоги начальной школы для участия в допросе подростков или наоборот. В таком случае педагог может не знать особенностей детей данного возраста, не может оказать должной помощи ребенку и присутствует только как свидетель допроса. Поэтому к участию в мероприятиях уголовного судопроизводства целесообразно привлекать педагогов, имеющих опыт работы с той категорией несовершеннолетних, с которой предполагается проводить следственные действия или психологов.
  Педагог в рамках сопровождения несовершеннолетнего в процессе допроса осуществляет две функции: оказание содействия следствию и защита законных прав и интересов несовершеннолетнего. 
  В рамках психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего  в процессе уголовного судопроизводства основными задачами педагога (психолога) могут являться следующие:

1. Педагог (психолог) оказывает следователю помощь в установлении психологического контакта с несовершеннолетним. Это особенно важно, если ребенок замкнут, необщителен, недоверчив, с трудом налаживает отношения с окружающими, а также, если он перенес тяжелые телесные повреждения и/или  психологическую травму.

2. Педагог (психолог) способен оказать следователю помощь в изучении индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, специфики формирования личности, что может быть использовано при определении тактики следственных действий.

3. Важной функцией педагога (психолога) является помощь следователю при формулировке вопросов к несовершеннолетнему. Педагог, учитывая возраст, степень развития, внушаемость и прочие критерии способен помочь следователю правильно определить структуру вопросов.

4. Педагог (психолог) контролирует правильность изложения показаний в протоколе допроса. В рамках защиты прав несовершеннолетнего, педагог должен проследить, чтобы в протоколе с использованием тех же самых слов и выражений были изложены все обстоятельства, о которых опрашивался ребенок. В этой связи педагог вправе по окончании допроса ознакомиться с протоколом и сделать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

   В рамках функции по защите законных прав и интересов несовершеннолетнего педагог (психолог) способствует ограждению несовершеннолетнего от нежелательного воздействия. В ситуации допроса это может быть неверно выбранный тон следователя, несоответствующая возрасту или развитию ребенка формулировка вопросов и пр. Целью при этом является охрана психологического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего воздействия необычной для него ситуации. Поэтому, педагогу необходимо заранее сообщить следователю об особенностях общения с ребенком данной возрастной группы, специфики данного несовершеннолетнего (общителен или замкнут, чувствителен или циничен, склонен к фантазированию и преувеличению или недосказанности и скрытности и другие важные характеристики).
   Одной из целей привлечения педагога в допросе несовершеннолетнего следует считать содействие получению полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. Помощь педагога в данном случае эффективна при решении следующих задач:

·                 определение психологических особенностей ребенка (несовершеннолетнего), особенности установления с ним контакта;
 ·                 выбор времени допроса –  часть суток, относительно режима дня ребенка определенного возраста;
·                 определение наиболее подходящего момента для допроса (относительно переживаемых последствий происшедшего с ребенком);
 ·                 определение места производства допроса и его продолжительности (длительность);
 ·                 создание определенной (нетягостной) обстановки допроса детей, переживших психологические и/или телесные травмы;
 ·                 обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка для дачи показаний, охрана его психического состояния во время допроса;
 ·                 оказание помощи в формулировании вопросов (корректность, понятность, четкость).

  Важно сразу объяснить ребенку, что все следственные мероприятия необходимы для того, чтобы обидчик был найден и наказан, а также дать понять, что процесс допроса будет окончен («Тебе нужно всё рассказать для того, чтобы обидчик был пойман и наказан», «Сейчас ты расскажешь, как всё произошло и мы пойдем по домам»).

Перед опросом (допросом) несовершеннолетнего потерпевшего педагогу необходимо провести предварительную беседу с ребенком.

Правила беседы с детьми, которые подверглись насилию или длительным переживаниям.

1.              Представьтесь: «Здравствуй, меня зовут …, я педагог (учитель, психолог) и хочу тебе помочь. Давай познакомимся. Как тебя зовут?»
 2.              Оговорите правила беседы. Ребенка необходимо попросить переспрашивать, если что-то будет непонятно. Объясните, что говорить правду, описывать детально происходившее в его интересах.
 3.              Задайте вопросы на определение понимания. Для этого используются пословицы и метафоры той сложности, которая соответствует возрасту ребенка, с целью определения понятийного уровня.
Попросите ребенка объяснить значение выражений:
 ·                 Куй железо, пока горячо.
 ·                 Под лежачий камень вода не течет.
 ·                 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
 ·                  У страха глаза велики.
 ·                  В чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не разглядишь и т.д. Дети школьного возраста обычно способны понимать метафоры. Несовершеннолетним, непонимающим смысл метафор, необходимо подбирать прямые вопросы без иносказаний и также трактовать их высказывания. 4.                Задайте вопросы на сравнение. Необходимо выделить существенные признаки. Попросите ребенка сказать, чем предметы отличаются.
·                 Самолет и птица (птица - живая, а самолет нет) – 6-8 лет. ·                 Солнце и лампочка (солнце естественный источник света и тепла, а лампочка – искусственный, сделанный человеком) – 9-16 лет.
 ·                 Шкаф и холодильник.
 ·                 Картина и окно.
 1.                Задайте вопрос на понимание правды и лжи.
 ·                 Если я скажу, что ты снежный человек, это будет правда или ложь? 2.                 Интервью:
 ·                 Где ты живешь?
 ·                 Сколько тебе лет?
 ·                 Когда твой день рождения?
 ·                 С кем ты живешь?
 ·                 Какой у тебя дом?
 ·                 Кого ты любишь?
 ·                 Любишь ли ты животных?
·                 У тебя много друзей?
 ·                 Как их зовут?
 ·                 Ты любишь учиться?
 ·                 Есть у тебя любимый предмет в школе?
 ·                 А чем ты любишь заниматься в свободное время?

   Главная задача педагога (психолога) на подготовительном этапе - расположить к себе ребенка. Несовершеннолетний должен чувствовать себя в безопасности. Если у ребенка была психологическая травма, то необходимо избегать прямых вопросов касательно этого. Не целесообразно говорить такие слова как: СТРАХ, СТРАШНО, УЖАСНО, ПУГАЕТ, НАСИЛИЕ и др. Можно начать беседу так: «Я слышала, с тобой что-то случилось. Расскажи мне». Если педагог и ребенок знакомы, чрезвычайно важно, чтобы между ними не было конфликтных отношений.

Действия педагога в процессе следственных действий


При сопровождении ребенка в процессе следственных действий важно учитывать следующие факторы:
 1.              Если вопросы следователя/дознавателя непонятны ребенку, педагог должен оказать помощь следователю в перефразировании их так, чтобы ребенку было понятно, о чем его спрашивают.
 2.              Педагог вправе попросить на время прервать опрос (допрос), если ребенок устал (физически или морально) или плохо себя чувствует.
 3.              Важно делать перерывы в процессе опроса (допроса) и других мероприятий уголовного судопроизводства для того, чтобы ребенок мог переключиться, набраться сил для дальнейшего эффективного взаимодействия.
 4.              Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности в процессе всех мероприятий в рамках уголовного судопроизводства.
5.              Если педагог считает, что вопросы следователя/дознавателя не достаточно корректны, излишне травмируют ребенка или  следователь оказывает на несовершеннолетнего давление, то необходимо попросить сделать перерыв в допросе и без присутствия несовершеннолетнего обсудить сложившуюся ситуацию.
 6.              Для эмоционального спокойствия несовершеннолетнего важно, чтобы педагог был противоположного пола от обидчика (то есть, если ребенок подвергался насилию со стороны лица мужского пола, то он будет чувствовать себя в безопасности, если сопровождать его будет женщина, и наоборот).
 7.              Для оказания эффективной психологической поддержки ребенку, педагог должен обладать следующими качествами: знать психологические особенности возраста ребенка, уметь быстро входить в контакт и налаживать доверительные отношения, оказывать психологическую поддержку (понимание, сочувствие, одобрение и т.п.), иметь высокий уровень стрессоустойчивости. У педагога не должно быть собственного аналогичного опыта психологической травмы, так как  пробудившиеся воспоминания, будут мешать педагогу выполнять свои обязанности.
 8.              Важно дать понять ребенку, что ему верят и не обвиняют в том, что он сам виноват, что попал в такую ситуацию. Скажите ребенку: «Даже если ты вышел ночью один на улицу, это не дает никому право так с тобой поступать».  Педагог должен настроиться на помощь ребенку, откинув предположения о вине самого ребенка.
9.              Психолог должен позволить ребенку плакать во время воспоминаний острых моментов.
 10.          К ребенку, пережившему физическое и сексуальное насилие лучше не прикасаться, так как это может его испугать, нарушить налаженный контакт.
 11.          На всех этапах нужно уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности (ни в коем случае не обсуждать случившееся в школе, среди коллег, одноклассников и т.д.).
12.          Всем детям, пережившим жестокое обращение, необходима психологическая помощь. Ее может оказать педагог-психолог  школы или психолог психологического центра, имеющие специальную подготовку по вопросам помощи людям, пережившим насилие.  
  




Темы: 


Просмотров (5313)
Понравилось (0)


Комментарии к статье отсутствуют.

Автор: Гудимов Вениамин Витальевич

Человек [….] текст. Что за многоточие между ними? Дело в том, что я не знаю, какой именно там может быть глагол. Может быть — создал? Набросал? Нарисовал? Или набрал? Связал? Прочитал? Проглядел? Человек, начинающий читать текст и человек, оканчивающий читать текст – два разных человека. Как и текст вначале и текст по завершению.

Читать полностью >>

Автор: Карпенюк Ксения Владимировна

часто случается, что мы не можем найти взаимопонимание с близким человеком. Конфликтные ситуации между мамой и дочкой - тяжелое испытание для обеих сторон, особенно если этот конфликт затяжной. Что делать, чтобы наладить отношения? С чего начать? Как помочь родному человеку услышать то важное, без чего не будет гармонии в отношениях.

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!