В последнее время увеличилось
количество обращений родителей с жалобой на такую детскую симптоматику, как
повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, привычка грызть
ногти, постукивать ногами или пальцами рук, сосать палец, энурез и пр. Все эти
проблемы, безусловно, могут быть следствием самых разнообразных причин, но очень
часто связаны с тем, на что многие родители вовсе не обращают внимание – на то,
с кем и в каких условиях спит ребенок.
В виду разнообразный обстоятельств,
в некоторых семьях традицией становится то, что ребенок спит с кем-то из
родителей или бабушкой в одной кровати. Это объясняется тем, что нет отдельной
комнаты, ребенок боится спать один, в семье появился младенец, который плачет
ночами и тем самым мешает спать и пр. Безусловно, иногда невозможность отселить
ребенка в другую комнату вызвана особенностями реальности – другой комнаты
вовсе может не быть. Но отселить ребенка на отдельную кровать отсутствие
отдельной комнаты не мешает. И родителям, какова бы ни была ситуация в семье, важно
знать: если ребенок старше 3-х лет, то спать с ним в одной кровати вредно для
его психологического развития. Попробуем разобраться почему!
Следует начать с того, что
развитие ребенка – процесс не простой. Появляясь на свет абсолютно-зависимым от
взрослого (неспособным самостоятельно удовлетворить ни одну из своих
потребностей), уже за первые 3 года ребенок становится физически практически
полностью самостоятельным. Он овладевает не только своим телом, но и языком, а
к 7 годам представляет из себя практически готового взрослого: с ограниченным
количеством знаний и недоразвитостью отдельных структур мозга. Таким образом,
за первые 7 лет жизни развитие человека носит наиболее стремительный характер.
И в этот период, наравне с остальными, развивается и эмоциональная сфера
личности. Она же подвергается наибольшему количеству встрясок: ведь развитие
каждой новой способности меняет условия существования ребенка, а значит каждый
раз ему необходимо заново адаптироваться к среде! В это же период, если
развитие эмоциональной сферы происходит стабильно, развиваются такие качества
как: уверенность в себе, самостоятельность, смелость, ответственность,
активность и мн. др. В противном случае, ребенок становится раздражительным,
тревожным, робким, агрессивным, безответственным, безынициативным и т.д. От
чего же зависит, каким станет ребенок?
Будучи изначально зависимым на
100 % от родителей (чаще всего – мамы, но бывают и другие ситуации), ребенок в
процессе развития испытывает 2 противоречивые тенденции. С одной стороны,
боится остаться без родителя (ведь от него на протяжении определенного
промежутка времени напрямую зависит жизнь) и стремится сохранить максимально
тесные отношения с ним. С другой стороны
– испытывает потребность в так называемой «сепарации» или в отделении от
родителя, в самостоятельности (в связи с все большим и большим развитием
физиологическим, ребенок физически начинает чувствовать потребность отделиться).
Таким образом, на протяжении очень длительного периода внутри ребенка
происходит борьба 2-х мотивов: быть как можно ближе с родителем и отделиться от
родителя. И от отношений с родителями, а точнее – отношения родителей к ребенку,
зависит то, как он эту борьбу преодолеет!
Основные сообщения, которые
необходимо получить ребенку от своих родителей: «Мы тебя любим. Мы поддержим
тебя во всем и примем тебя каким бы ты ни был. Мы рядом с тобой даже тогда,
когда физически нас нет. Что бы ни случилось – ты не потеряешь нашу любовь». Что
это значит? Это значит, что ребенок должен «прочитать» в тех действиях, которые
совершает в адрес него родитель, и тех словах, которые он ему адресует, все эти
аспекты. И если он их «прочитает», ему не будет страшно совершать первые
самостоятельные шаги, пробовать и ошибаться, и постепенно становиться
самостоятельным. Ребенок, в психологическом смысле, будет делать все большие и
большие шаги «от родителя», увеличивая дистанцию и отделяясь, становясь
самостоятельной личность, и лишь иногда возвращаться, чтобы убедиться, что
родитель не соврал.
Если же, после трех лет ребенок
боится отпустить от себя родителя, сделать любой самостоятельный шаг без него –
это свидетельствует о том, что одно из вышеперечисленных посланий не услышано,
и страх потерять родителя оказался сильнее стремления к самостоятельности.
Одним из симптомов такой ситуации является невозможность ребенка спать в
одиночестве после 3-х лет! Что делать родителю в этой ситуации?
Во-первых, следует понимать: от
того, что родитель остается с ребенком в одной кровати, страхи лишь
закрепляются. При этом, очевидно, что оставить ребенка наедине с таким страхом
(и, например, просто уйти, оставив его плакать одного) – тоже не выход.
Очень важно, что родитель в этой
ситуации должен сообщить ребенку все то, о чем говорилось выше и показать ему,
что не бросит его справляться со страхом в одиночку, а главное – ни при каких
обстоятельствах не лишит его своей любви. При этом, на требования ребенка
остаться в кровати должно следовать нежное, но твердое «нет». Посмотрим, как
это может выглядеть в реальности.
Лучше всего, если родитель
выберет время (не перед сном), когда в спокойной и тихой атмосфере поговорит с
ребенком о том, что взрослея человек начинает спать в кровати один, и так как ребенок
тоже уже стал взрослым, с сегодняшнего дня он тоже будет спать один (можно
приурочить это к 1-му числу месяца, дню рождения, окончанию очередного года в детском
саду, разрешению что-то делать самостоятельно как повзрослевшему, и любому
другому внешнему событию). После этого, родителю следует обязательно добавить,
что в случае необходимости он первое время будет находиться у кровати ребенка
(и если нужно – держать за руку) до тех пор, пока тот не заснет. И после этого
остается самое главное – сдержать данное обещание: отселить ребенка в этот
вечер на отдельную кровать и остаться с ним до тех пор, пока он не заснет!
Родителю, при этом, следует быть
готовым к тому, что первые несколько ночей ребенок будет спать беспокойно,
просыпаться и приходить посреди ночи вновь в кровать к родителю. В этой
ситуации ОБЯЗАТЕЛЬНО спокойно, но твердо за руку вести ребенка обратно и сидеть
с ним пока он снова не уснет! Это действие поможет ребенку понять, что решение
окончательное и что родитель не передумает. Если же родитель «сдастся», он сам
того не желая сообщит ребенку следующее: «я – непоследовательный; я говорю
одно, а делаю другое; я сначала настаиваю, а потом сдаюсь…». И ребенок в этом
случае убедится в том, что законы родителя – не законы на самом деле, а из-за
этого будет относиться ко всему миру, как к непостоянному (сначала происходит
одно, а потом совсем другое, «взрослым верить нельзя»), что еще больше усилит
его тревожность. Если же родитель останется последовательным, твердым и любящим
и проделает эту процедуру несколько раз, то можно быть уверенным в том, что это
навряд ли повторится еще!.. Как правило, только первые несколько ночей оказываются
тяжелыми, если родитель сумел донести до ребенка основное послание и остался при
этом спокойным.
Спокойствие родителя – также
отдельный аспект в данной теме. Если ребенок будет чувствовать спокойствие и
уверенность родителя на протяжении всего процесса приучения к отдельной
кровати, если родитель не будет раздражаться на ребенка – эта ситуация
исчерпает себя уже за несколько дней. Однако, если ребенок будет чувствовать
гнев родителя (раздражение, нетерпение и подобные эмоции) – это лишь усилит его
страх (ведь ребенок именно этого и боится – потерять любовь родителя, а гнев
символизирует для ребенка, что его «разлюбили!»), а значит, отодвинет родителя еще
дальше от намеченной цели! Именно поэтому мы рекомендуем родителям почаще
напоминать себе о том, что страх ребенка - не его вина, и только в силах взрослого
помочь ему справиться с этим! От вашей твердости и сдержанности зависит
эмоциональная стабильность вашего ребенка, а главное – развитие у него таких
важных черт, как уверенность, самостоятельность, инициативность. И помните: вы
не обманите ребенка. Если злость или раздражение на самом деле есть, как бы вы
ни старались, но ребенок их почувствует!..
Бывает и такое, что на
консультацию приходят родители, которые не считают, что их ребенок замкнут и
тревожен и не видят никаких негативных последствий того, что он спит с кем-то
из них или бабушкой! На это хочется отметить, что отсутствие симптома сегодня
не говорит о том, что он не появится завтра! Кроме того, есть и другая
симптоматика, которая свидетельствует о невозможности ребенка справиться с этой
задачей возраста. Примером тому могут служить невротические реакции (грызет
ногти, стучит ногами или пальцами, тики, энурез и пр.), а также – психосоматика
(астмы и бронхиты, аллергии, кожные высыпания и т.д.). Перечисленные симптомы
могут, на первый взгляд, казаться не связанными с вопросами «сна», однако на
поверку часто оказываются следствием невозможности ребенка удовлетворить
физиологическую потребность в отделении от родителей!
Более того, хочется добавить, что
еще одной причиной нежелательности спать с ребенком в одной кровати служит
неспособность ни одного человека контролировать себя во сне. Движения и жесты,
которые совершает непроизвольно каждый взрослый во время сна могут в том числе
носить эротический характер, и если ребенок при этом будет находиться рядом,
последствия такого «совместного сна» будут еще печальнее...
Поэтому еще раз подчеркнем –
только от вас, уважаемые родители, зависит психологическое благополучие
ребенка! И если вы все еще не приучили его к отдельной кроватке, не
откладывайте этот шаг! Чем раньше это произойдет, тем лучше. Конечно, развитие
каждого ребенка индивидуально, и кто-то развивается быстрее, а кто-то
медленнее. Но в целом, если вашему ребенку уже исполнилось 2 – 2,5 года, а он
все еще спит с вами – пора что-то менять!
И конечно, помните о том, что
если вам не удается решить этот вопрос самостоятельно, специалисты Ресурса
КогдаТрудно.ру всегда готовы помочь вам и вашему ребенку пройти этот этап
наименее болезненно!